Найти тему
Тимур Асланов

Когда перед «чтобы» не нужна запятая

Оглавление
Тимур Асланов
Тимур Асланов

Некоторые слова вызывают у нас условный рефлекс: видя их мы автоматически ставим перед ними запятую. Просто потому, что еще со школы в голове остались какие-то смутные воспоминания, что так надо. Правил мы обычно не помним. А вот спецслова помним. И это иногда приводит к ошибкам, потому что даже перед такими вот спецсловами не всегда запятая нужна.

Вот, например, одно из таких слов – союз «чтобы».

Обычно этот союз отделяет главное предложение от придаточного в сложноподчиненном предложении. И тогда запятая нужна:

Собирайся быстрее, чтобы не опоздать в школу.
Тебе нужно делать больше звонков, чтобы выполнить план продаж.

А когда не нужна запятая перед «чтобы»?

1. Если этих «чтобы» два.

Так действительно бывает. В сложном предложении у нас одно главное и два однородных придаточных. И оба начинаются со «чтобы» и соединены союзом «и» или «или». Тогда перед вторым «чтобы» запятую не ставим:

Я вышел на улицу, чтобы подышать свежим воздухом и чтобы купить газету.
Я вызвал менеджера по продажам, чтобы наорать на него или чтобы похвалить. Я еще не решил.

2. Для того чтобы

Если «чтобы» является частью составного подчинительного союза «для того чтобы» в том случае, когда придаточная часть, начинающаяся с этой конструкции, стоит впереди главного предложения:

Для того чтобы выполнить план продаж, нужно делать больше звонков.

Для того чтобы завоевать доверие клиента, надо показать ему, что вы в своей теме эксперт.

3. Для того чтобы-2

Если «для того чтобы» стоит в середине предложения, то иногда запятую ставят перед всей конструкцией, а перед «чтобы» она уже не ставится:

Нужно делать не менее 50 звонков клиентам в день, для того чтобы наполнить воронку продаж и выполнить план.

Тут возможен и вариант:

Нужно делать не менее 50 звонков клиентам в день для того, чтобы наполнить воронку продаж и выполнить план.

И тот и другой не будут ошибкой. Ошибкой будет поставить запятую два раза.

4. Если перед «чтобы» стоит «не»:

Это не чтобы заставить вас делать пустую работу, а чтобы повысить эффективность ваших продаж.