Есть ещё одна важная тема, которая связана с посмертной жизнью душ. Это учение о так называемой реинкарнации, или перевоплощении, (по- гречески «метемпсихозе»).
Прежде всего, мы должны сказать, что согласно с Божественным Откровением, жизнь человека делится на три стадии.
Первая стадия, это наша земная жизнь, та жизнь, которую мы живём сейчас. Она начинается в момент, когда мы зачинаемся в утробе матери и заканчивается в момент, когда мы умираем, когда наша душа выходит из нашего тела. Это первая стадия нашей жизни.
Вы читаете отрывок из пятого тома пятитомника архимандрита Епифания Хаджиянгу «Символ веры. Осмысление». Первый том можно купить по ссылке внизу, следующие тома готовятся нами к изданию. Будем рады вашему мнению в комментариях
Вторая стадия начинается в тот момент, когда душа человека выходит из его тела, то есть, когда человек умирает. И продолжается эта вторая стадия до Второго Пришествия нашего Господа. Это, как мы сказали раньше, «промежуточное» или «среднее» состояние, в котором человек, как мы объясняли, душой начинает вкушать или благое или злое. Тело же человека на этот второй период его жизни погребается в земле и разлагается.
Третья стадия ещё ни для кого не наступила. Она наступит для всех людей, живших на земле в момент Второго Пришествия Господа Иисуса Христа, и простираться будет в бесконечную вечность. То есть, завершения у этого периода, у этой стадии жизни людей не будет, он будет вечным, бесконечным.
В начале этого периода души, как мы разбирали в наших предыдущих проповедях, вернутся в свои тела, тела воскреснут, это будет то самое общее Воскресение, которое произойдёт при Втором Пришествии. Люди воскреснут нетленными.
И тогда человек будет «завершенным». Потому что сейчас душам умерших не хватает их «второй половины» — тела, которое покоится в земле. А после всеобщего воскресения человек вновь станет всецелым. Души возвратятся в мёртвые тела, оживотворят их и все люди воскреснут, и таким образом начнется третья стадия нашей жизни, которая будет бесконечной.
Всё то, о чём мы сейчас сказали, это не человеческие придумки или представления. Нам открыли всё это богодухновенные уста пророков и Самого Господа нашего Иисуса Христа. И те, кто пытается сейчас придумать на эту тему что то своё, отличное от христианского учения, впадают в заблуждение. Потому что никто не возвращался из иного мира и никто не знает будущего. Только Христос, будучи Богом и Господином и жизни и смерти, Богом, Видящим будущее, как настоящее, может сказать нам истину о том, что произойдёт с нами и с миром. Все остальные даже если и скажут что-то — ошибутся, впадут в прелесть.
И вот, одно из таких заблуждений, которое появилось в древности и продолжает прельщать умы даже до сего дня, это лжеучение, о котором мы завели речь — о реинкарнации или перевоплощении.
Согласно с этим лжеучением, души людей после смерти снова воплощаются, входят в различные тела — как других людей, так даже животных и растений. Эти перевоплощения или реинкарнации якобы необходимы для того, чтобы душа была наказана за свои грехи и очистилась бы нравственно.
Как говорят последователи этого лжеучения, реинкарнация продолжается тысячелетиями, пока не будет достигнуто окончательное очищение души. То есть, душа выходит, допустим, из моего тела, потом якобы вселяется в другое тело, потом в третье, потом может войти в тело какого-то животного, в собаку или в кошку, например, и эти бесконечные цепи переселений совершаются для того, чтобы потихонечку душа очистилась нравственно. О Будде его ученики говорили, что он, якобы, пережил пятьсот пятьдесят рождений и реинкарнаций.
Той же самой идеи, с небольшими отличиями, придерживались пифагорейцы, Сократ, Платон, философы-стоики, гностики, манихеи и другие. А до них — другие идолопоклонники – индусы, египтяне, буддисты и другие.
Это лжеучение о перевоплощениях родилось из желания людей оставаться живыми насколько возможно дольше, и из желания очиститься от нравственной нечистоты. Иными словами, за этой выдумкой скрывается желание человека не умирать, жить вечно.
Священное Писание и отцы Церкви категорично и однозначно отвергают идею реинкарнации, как «болтовню глупых философов, которые не стыдятся утверждать, будто бы души людей и собак одинаковы и что сами они когда-то были и женщинами и кустами и рыбами». Так высмеивает сторонников этой идеи Святитель Василий Великий в Беседах на Шестоднев.
Святой Апостол Павел категорично говорит в Послании к Евреям: «лежи́тъ человѣ́комъ еди́ною умрéти, потóмъ же сýдъ». (Евр.9,27) То есть, всем людям Бог, если угодно, «предписал» умереть. Но умереть не много раз, а единожды! Что значит слово «единожды»? Один раз, однократно. Один человек умирает один раз — не два, не пять, не десять, не двадцать и не пятьсот пятьдесят, как говорили о Будде. Итак, повторю еще раз: «лежи́тъ человѣ́комъ еди́ною умрéти, потóмъ же сýдъ». (Евр.9,27). Человек умирает всего лишь один раз! Что из этого следует? То, что ни в какое другое тело душа не входит. Ни во второй ни в третий раз умереть невозможно.
Надо упомянуть и о том, что последователи ложного учения о реинкарнации, желая найти подтверждение своему заблуждению в Священном Писании, приводят евангельские слова, некогда сказанные Христом об Иоанне Предтече: «Илiá ужé прiи́де… Тогдá разумѣ́ша ученицы́, я́ко о Иоáннѣ крести́тели речé и́мъ»(Мф.17,12-13).
Как вы знаете, единственные два человека, который избежали смерти, это пророк Илия и Енох, они не умерли. Все остальные люди без исключения — и даже Сам Христос и Пречистая Матерь Божия – умерли, а Илия и Енох ещё нет. И вот, в Ветхом Завете говорится о том, что придёт Илия, для того, чтобы некоторым образом приуготовить путь прихода Христа.
И вот, в приведенной евангельской цитате Христос говорит: «Не ждите, что придёт Илия! Илия уже пришёл!» И тогда, как поясняет Евангелие, Его ученики поняли, что под Илиёй Он имел в виду святого Иоанна Предтечу. Однако последователи реинкарнации ухватываются за эту цитату и говорят: «Вот вам, пожалуйста! Христос говорит о том, что Илия снова пришёл. Это Предтеча, в которого перевоплотился Илия. Пришла души Илии и вошла в Предтечу, и значит Предтеча это никто иной, как Илия».
Однако как могло бы произойти перевоплощение, если Илия, как мы сказали, даже не умер ещё? Разве не об этом мы только что говорили? Душа святого пророка Илии всё ещё находится в его теле, она из него ещё не вышла. Значит, перевоплощение было невозможно хотя бы уже по этой причине.
Однако, мы должны опровергнуть это заблуждение и на основании Священного Писания. Что же имел в виду Христос, приводя слова, которые мы процитировали выше? Ответ на этот вопрос даёт нам Архангел Гавриил, который сказал Захарии, отцу Предтечи, явивишись перед ним в храме, следующее: «И тóй предъи́детъ предъ ни́мъ дýхомъ и си́лою илiинóю» (Лк.1,17).
То есть: «Ребёнок, которого ты родишь, Иоанн, пройдёт перед Ним — перед Мессией». Поэтому он и называется — Пред-теча. Он пред-течёт перед Христом — как? — «в духе и силе Илии». Обратите на эти слова внимание!.. Иоанн пройдёт перед Христом в духе и силе Илии. Как именно? В том же пророческом духе и с той же действенной силой, что и Илия.
Как вы знаете, Илия был огненным пророком. Илия ревнитель! Огонь самый настоящий!.. «Возревновал я о Господе Боге Саваофе…» (3 Цар.19,10) В нём горел огонь любви к Богу! И он был очень сильный человек, никого не боялся вообще.
И вот, Архангел Гавриил говорит Захарии: «Ребенок, который родится от тебя, то есть Иоанн, придёт в таком же духе, как и огненноносный, живой и дерзновенный пророк Илия! Твой ребенок будет подобен этому великому пророку». Иными словами, святой Иоанн Предтеча будет иметь не меньшее дерзновение и силу, как и Пророк Илия. Но, конечно, Илиёй он при этом не будет! Он будет «в духе и силе Илии». Так что, дорогие братья и сёстры, само Евангелие буквально здесь нам всё расставляет по полочкам. Это то, что касается бесовской прелести и ловушки, которая называется «реинкарнация».
Ну что же, давайте заканчивать. Из всего, что мы услышали сегодня вечером, давайте сделаем для себя два вывода. Первый вывод, дорогие братья и сёстры, тот, что мы должны исследовать Священные Писания. И Ветхого Завета и Нового. Все заблуждения и ереси, а также глубокое невежество нашего народа относительно вопросов веры проистекают из того, что мы не читаем Священное Писание. Как сказал Сам Господь: «прельщáетеся, не вѣ́дуще писáнiя» (Мф.22,29).
Вы находитесь в прелести, в заблуждении, по той причине, что вы не изучили Священного Писания. И сегодня Христос мог бы повторить нам те же самые слова. Всеми заблуждениями и ересями мы обязаны тому, что люди не знают Священное Писание. А Святитель Иоанн Златоуст, воспоминание обретения честных мощей которого мы сегодня совершаем, говорит: «Страшный обрыв и глубочайшая пропасть —неведение Писаний».
И наоборот — тот кто ежедневно и со вниманием читает и вдумчиво изучает Священное Писание, находится в безопасности. Он не подвергается ни опасности ни впасть в грех, ни уклониться и ересь и заблуждение. «Великая безопасность к тому чтобы не согрешать есть чтение Писаний», — говорит тот же Святитель Иоанн Златоуст.
Одна из причин того, что на нашей Родине сегодня умножился грех, а также распространились ереси в том, что наш православный народ не изучает Священное Писание.
Это первый урок и первый вывод, который мы можем сделать для себя из того, что мы сегодня услышали: мы должны со вниманием изучать Слово Бога — Священное Писание.
А второй вывод и урок следующий: размышляя обо всём том, что мы сказали об исходе души, о том, как она подвергнется мытарствам со стороны страшных демонов, о муках, которым она подвергнется в аду, давайте поспешим, и как можно скорее покаемся, поисповедуемся, дабы, как говорится в одной из молитв, «малыми слезами погасить огнь адских мучений».
Всего несколько слезинок, которые с покаянием вытекут у нас из глаз, способны будут погасить этот адский греховный пламень. Огонь обычный можно потушить водой. Однако, огнь адского пламени потушить водой невозможно. Его можно потушить только лишь одними слезами, которые истекают из глаз кающегося человека. Вы спросите меня: «Разве хватит этих немногих слезинок, для того, чтобы погасить целое адское пламя?» Хватит, дорогие мои, ещё как хватит. Несколько слезинок, и пусть даже не слезинок, а просто увлажнятся глаза в покаянии и на исповеди и этого будет достаточно для того, чтобы Бог нас простил.
Итак, пока у нас есть время, пока наши глаза открыты, пока мы живём и дышим, давайте будем прибегать к Таинству Исповеди и давайте, как молится наша Церковь, «прочее время живота нашего поживем в мире и покаянии». Потому что, как мы много раз говорили, «во аде нет покаяния».
Время нашей жизни уходит. И как написано на солнечных часах, которые мы соорудили во дворе нашего храма «жития зрящий проходящее время, плоды достойны творит покаяния». Я увидел такую надпись в одном из монастырей на Кипре и решил перенести ее сюда, к нам. То есть, человек, который видит, как утекает время его жизни, творит достойные плоды покаяния. Давайте же не будем откладывать эти дела покаяния на потом. Смерть уже ждёт нас и в любой момент она может забрать нас, «как тать ночью». И какими нас застанет Господь, такими и заберёт. Застанет нас стоящими прямо, заберёт нас стоящими прямо. Застанет нас падшими — заберёт нас падшими.
Мы должны знать, что величайшая ловушка диавола, самое коварное из всех его коварных орудий это отсрочка. «Да, ты всё правильно говоришь, но ничего, у меня ещё есть время«, — успокаивает себя человек. Это самое «у меня ещё есть время« величайшая ловушка диавола.
И так, проходят наши дни, недели, месяцы, годы, наступает час смертный, и оказывается, что мы ещё не положили начало покаяния.
Поэтому, дорогие братья и сёстры, хорошо бы, чтобы мы, обо всём, что услышали, думали почаще. Память о смерти пусть будет для нас уздою, пусть она удерживает нас от греха. «Поминáй послѣ́дняя твоя́, и во вѣ́ки не согрѣши́ши» (Сир.7,39), — говорится в Книге Премудрости Иисуса сына Сирахова. То есть, «помни о конце своей жизни и никогда не согрешишь».
Так мы достигнем того, о чём каждый день просим в одном из молитвенных прошений на ектениях нашей Церкви: «христианския кончины живота нашего, безболезненны, непостыдны, мирны, и добраго ответа на страшнем Судищи Христовом». Аминь.
В следующий раз отец Епифаний продолжит толкование Символа веры. Подписывайтесь, пожалуйста, чтобы не пропустить
Читайте книги преподобного Паисия Святогорца и архимандрита Епифания Хаджиянгу