Ранее я уже писала о том, зачем учить ребёнка самостоятельному засыпанию. Но у многих матерей может возникнуть внутренний конфликт. С одной стороны, они вымотаны до предела, хотят, чтобы их дети по-человечески спали, хотят выспаться сами и уже готовы пойти на любые меры. С другой стороны, их волнует несколько аргументов против обучения самостоятельному засыпанию (далее — СЗ), которые они могут слышать от закалённых прошлым бабушек, неосведомлённых врачей, знакомых и многих других.
Я это знаю. Ведь я прошла такой же путь. И также я знаю, как эти «против» превратить в «за».
1. Зачем учить ребёнка тому, чему он и сам рано или поздно научится
Как я уже говорила в предыдущей статье, «рано или поздно» может настать в возрасте шести месяцев или в возрасте трёх лет. И если процесс укладывания ребёнка с самого рождения изматывает мать, вызывает в ней неподдельный ужас, превращает материнство в пытку, то до трёх лет она может просто не выдержать. Здравствуйте, нервные срывы, проблемы в семейных отношениях и букет диагнозов.
2. Это нужно не ребёнку, а матери
Из первого пункта вытекает второй. И да, в первую очередь обучение ребёнка СЗ необходимо матери. Ведь она тоже человек, и у неё тоже есть базовая потребность в полноценном сне. А где полноценный сон и отдых, там счастливая мать и жена, у которой есть ресурсы, силы и желание ухаживать за ребёнком и домом. А ещё это нужно всей семье, потому что если не спит ребёнок, то не спит и мама, и папа, и бабушка, и кот, и даже соседи.
Но что на счёт ребёнка? Как думаете, как бы вы себя чувствовали, если бы не могли спокойно засыпать, просыпались бы каждые 20-30 минут и днём, и ночью, не в силах продлить себе сон? В добавок ко всему, ваш день начинался бы уже в 5 утра? Вряд ли вы бы радовались жизни :)
Качественным сном считается сон дольше часа, когда обе фазы сна пройдены. Во время медленного сна синтезируется гормон роста, восстанавливаются мышцы и энергетический запас. А быстрый сон несёт психологическую разгрузку и отвечает за хорошее настроение.
Ребёнок, который не высыпается, плохо контролирует движения и действия, у него не хватает энергии на полноценное и позитивное бодрствование. Организм недосыпающего малыша дольше восстанавливается после болезней, у него в крови становится на 30% меньше клеток, борющихся с инфекцией. Из-за недосыпа перегружается нервная система.
3. Нарушается привязанность к матери
Существуют 3 вида стресса: позитивный, терпимы и токсичный.
Позитивный стресс — это достаточно частые и краткосрочные события, любой выход из зоны комфорта. Он необходим для развития навыков, адаптации к этому миру, к новым обстоятельствам, к требованиям семьи. Например, вы не даёте ребёнку играться с ножом, потому что это опасно для его жизни. Или малыш хочет съесть апельсин, а вы не даёте, потому что у него аллергия на цитрусы. При этом возникает протест. Ребёнок плачет, топает ногами, но вы всё равно стоите на своём. При данном виде стресса взрослый находится рядом, его поддержка обязательна.
Терпимый стресс — это средний уровень стресса, который сопровождается достаточно крупными событиями (иногда продолжительными). Поддержка взрослого также обязательна, с ней ребёнок справляется со стрессом без вреда для психического здоровья. Пример: ребёнок находится в больнице с мамой. Новая непонятная обстановка, чужие люди и страшные процедуры. Но мама рядом, мама поможет это пережить, и после выхода из больницы всё будет хорошо.
Токсичный стресс — это длительные воздействия серьёзных стрессовых условий при отсутствии поддержки взрослого. Пример: хроническое пренебрежение ребёнком в неблагополучной семье наркоманов. В случае этого стресса у ребёнка увеличивается риск возникновения соматических заболеваний и нарушений.
Обучение СЗ находится на стыке стрессов между позитивным и терпимым, поэтому психологическую травму мама не нанесёт.
Психологическая травма — это вред, нанесённый психическому здоровью человека в результате интенсивного воздействия неблагоприятных факторов среды или стрессовых воздействий на его психику (сексуальное, физическое насилие в семье, потеря родителей, заброшенные дети).
Травма привязанности — значительно более длительное и регулярное игнорирование ребёнка. Всё это совершенно не сравнимо с двухнедельным обучением СЗ, когда мама помогает и поддерживает малыша, обучает засыпать без посторонней помощи.
Нельзя недооценивать привязанность ребёнка к матери. Это очень мощное чувство, которое не так просто сломить, как кажется.
Основной страх мамы в том, что ребёнок будет биться в истерике, у него сломается психика, он отстранится от мамы.
Но важное правило современных методик обучения в том, чтобы не допустить истерик, ни в коем случае не оставлять ребёнка проораться на всю ночь/день/час.
_______
Последний пункт получился немного занудным и научным. Но главное — он доказывает, что нарушение привязанности исключено.
Надеюсь, моя статья поможет тем матерям, которые стоят на распутье в вопросе обучения ребёнка СЗ. Ведь после... Жизнь снова обретает яркие краски!
Всем полноценного сна и давайте дружить — подписывайтесь, ставьте лайк :)