Скорочтение со стороны похоже на некий фокус. Человек, пробегая взглядом страницы «по диагонали», может прочесть большой объем информации. Прочесть, понять и запомнить.
Говорят, что приемами скорочтения владели Максим Горький и Владимир Ильич Ленин, Томас Эдисон и Оноре де Бальзак. Способность к быстрому прочитыванию информации может быть врожденной, а может быть и приобретенной. Этим сейчас и занимаются в школах скорочтения – учат быстро прочитывать и усваивать большой объем информации. Плюсом идут приятные дополнительные навыки – умение концентрироваться, экономия времени и повышение уровня эрудированности.
Школы скорочтения – это хорошая возможность для тех, кто хочет получить востребованную профессию педагога по скорочтению или открыть свой небольшой бизнес и делать гешефт в сфере дополнительного образования.
Что такое скорочтение
Скорочтение – это набор методик, которые позволяют вам быстрее изучать текстовую информацию. Человек, применяя методики скорочтения, скорее не читает, а как бы «сканирует» книгу. Поэтому нужно все-таки различать чтение и скорочтение.
Последнее нужно больше для научной, учебной или публицистической литературы. Для художественной литературы скорочтение не совсем подходит – вы не сможете оценить всю красоту хорошего текста. Конечно, если вы не студент филологического факультета, например. Им, как правило, приходится читать много литературы.
Специалисты выделяют несколько видов скорочтения:
● ознакомительное;
● аналитическое;
● поисковое.
Давайте рассмотрим основные умения и навыки, которым должен обладать педагог по скорочтению, и чему именно он будет вас учить.
Основные ошибки при чтении
Речь пойдет о «технических» ошибках, которые совершают люди при чтении. Этим тоже занимается педагог по скорочтению.
Одна из самых распространенных – это субвокализация. Частенько эта ошибка с нами еще со школьных времен, когда мы читали и проговаривали слова про себя. Школа давно окончена, а субвокализация осталась. Мы читаем, проговариваем про себя, глаза слишком долго задерживаются на одном месте, поэтому снижается скорость чтения.
Еще к ошибкам относятся: запинание, перестановка слогов, звуков, «проглатывание» окончания.
С помощью специальных методик (а в каждой школе скорочтения они свои) педагог помогает избавиться от этих ошибок, повышая скорость чтения и усвоения информации.
Тренировка внимания для скорочтения
Невнимательность приводит к тому, что вы можете постоянно возвращаться к предыдущему предложению, пропускать важную информацию, не понимать прочитанное и т. д.
Педагог по скорочтению должен знать приемы и методы, которые позволяют человеку концентрировать свое внимание на книге. Приведем базовые приемы для примера (напомним, что у каждого педагога может быть своя методика).
Мотивация – перечислите все плюсы, которые несет прочитанная книга (новые знания, учебный материал для экзамена, новые термины и т. д.), устройте состязание с друзьями или знакомыми, кто быстрее прочитает текст, ставьте личные рекорды.
Игры на развитие памяти – например, запоминаем карточки с парными изображениями, переворачиваем их вниз картинкой и пытаемся вспомнить, где лежат одинаковые.
Внешние раздражители – попробуйте читать книгу в неподходящем для этого месте. Например, в парке, где гуляет много детей и достаточно шумно. Старайтесь сконцентрироваться на книге, не обращая внимания на окружение.
Тренировка памяти для скорочтения
Педагог по скорочтению обязательно предложит вам специальные упражнения для тренировки памяти. Мы не компьютеры и заменить оперативную память на другую (получше), не получится. Зато можно прокачать то, что есть!
Работа с памятью делится на два этапа – удержание прочитанной информации во внимании и долговременное запоминание.
Например, используется повторение прочитанного материала. Есть даже специальные временные рамки для повторения, чтобы оно было наиболее эффективным.
Если нужно усвоить материал за короткое время, то этапы повторения будут проходить так:
● сразу после окончания чтения;
● через двадцать минут после первого повтора;
● через восемь часов после второго повтора;
● через сутки после третьего повтора.
Если учебный материал нужно запомнить на долгое время, повторы распределяются следующим образом:
● сразу после окончания чтения;
● через двадцать-тридцать минут после первого повтора;
● через один день после второго повтора;
● через две-три недели после третьего повтора;
● через два-три месяца после четвертого повтора.
Хороший эффект при тренировке памяти дают следующие методы – постановка цели, конспектирование, работа с абзацами.
Ставим цель – для чего мы читаем данную книгу, какая информация нам оттуда нужна, можно даже записать список необходимых пунктов. Конспектируем – выписываем цифры, исторические факты, новые слова, важную мысль и т. д., работаем с абзацами – находим смысл каждого абзаца, охватывая его взглядом (стараемся не читать, а именно проглядывать каждый абзац).
Подводя итоги
На занятиях по скорочтению много и других интересных упражнений и методик. Чего стоит только работа с таблицами Шульте, для развития периферийного зрения!
Скорочтение популярно среди многих слоев населения. Родители отдают в школы скорочтения детей, надеясь, что оно поможет им в учебе, студенты приходят на курсы, чтобы успевать осваивать учебный материал, бизнесмены, коучи и предприниматели осваивают скорочтение, чтобы оставаться успешными и востребованными специалистами. Каждый может найти что-то свое в этой интересной методике.
Если вас интересует эта область знаний, вы хотите знать не только про скорочтение, но и про то, как можно и нужно проводить занятия, рекомендуем наш курс.
Там вы узнаете историю развития скорочтения, методики работы, как правильно организовать и провести занятие, мотивировать своих учеников и многое другое.
#нцрдо #дистанционноеобучение #курсыповышенияквалификации #педагогпоскорочтению #скорочтение #развитиепамяти #развитиевнимания #востребованнаяпрофессия