Краевед из Воркуты Ирина Витман со школьниками около 20 лет собирала археологические находки и документы по истории Воркутлага. Но в Коми не нашлось места для её коллекции. Зато её с готовностью приобрели московские музейщики.
Ирина Владимировна рассказывает: «В конце 90-х мы ходили с детьми в походы и обнаруживали по пути остатки строений, колючую проволоку. Я стала ими интересоваться, вести поисковую работу. Вместе с другими энтузиастами изучали строительство лагерных пунктов, Северо-Печорской магистрали Кожва-Воркута, 501-й стройки Чум-Лабытнанги, окрестности Полярного Урала.
Первую серьезную экспедицию с учениками провели в 2006 году. Прошли по узкоколейке между двумя первыми поселениями Воркуты – Рудником и Вом. Нам важно было найти все, что осталось от дороги, построенной заключенными Ухтпечлага в 1934 году. Тем более, что с ней связана трагичная история. Здесь в марте 1938 года прошли кашкетинские расстрелы (названы так по фамилии лейтенанта Е.И. Кашкетина, руководившего карательной операцией – СН.), когда расстреляли более тысячи человек. Мы нашли остатки кирпичного завода, где содержались заключенные, искали место расстрела. За 12 дней прошли 70 км и нанесли на карту точные данные всего, что нашли».
Школьники сами понимали, что делают огромную работу. Они не просто изучали эту тему, но и защищали свои доклады на конференциях в Москве, занимали первые места, учились не тушеваться, отвечая на вопросы ученых.
После этого Ирина Витман с единомышленниками провела еще ряд экспедиций по окрестностям Воркуты и на Полярном Урале. Из походов привозили жестяные кружки и ложки, санки и лопаты, бывало, захватывали рельсы и колючую проволоку. А однажды уговорили проводника поезда «Воркута-Лабытнанги» разрешить провезти в тамбуре оконную раму с железной решеткой.
Коллекция стала пополняться личными вещами бывших заключенных и документами: «Ко мне попали медицинские документы, из которых можно узнать, как содержались заключенные, от каких болезней умирали. Люди часто наносили себе травмы сами, чтобы уйти от тяжелого труда. По описанию некоторых ранений понятно, что это не производственные травмы на шахте, а натуральное убийство».
Ирина Витман постепенно превратилась в главного эксперта по гулаговской Воркуте. Какое-то время экспонаты были объединены в школьный музей, но потом — «оптимизация», и помещение было отдано под класс. Какое-то время часть из них выставлялась в Воркутинском центре туризма, но и его вскоре настигла «оптимизация».
Научная историческая ценность собрания огромна. Оно содержит в себе столько сведений о судьбах наших сограждан, что могло бы привлечь много желающих увидеть эти свидетельства жестокой эпохи. Ведь только через Воркутлаг прошло около 2 миллионов заключенных 136 национальностей из 22 стран мира. В общем, сложился настоящий частный музей, только лежал он в коробках и никто его не видел. В 2020-м Ирина Витман подходила к главе Коми Владимиру Уйбе и рассказала свою историю. Глава заинтересовался и обещал «порешать», но забыл об этом.
Так Ирина Владимировна решила передать коллекцию в музей истории ГУЛАГа в Москве. Сейчас сотрудники ее описывают, заносят в Государственный каталог Музейного фонда РФ. По приблизительным подсчетам, там находится около тысячи единиц хранения: археологические находки, документы, фотографии. Опытные музейщики знают, как сберечь и реставрировать сложные для хранения предметы: «Тундра является природным консерватором, и вещи там долго сохраняются. Но как только начинаешь что-то выносить, выставлять в помещении, они моментально разрушаются» - поясняет Витман.
Среди предметов коллекции — двужильная колючая проволока 1930-х годов, по которой пускали электрический ток, вместе с деревянной опорой. Несколько кирпичей, найденных на территории 1-го Кирпичного завода Воркуты. На одном из них сохранились отпечатки пальцев заключенного, сделанные при ручной формовке кирпича. Металлическая тачка весом около 100 кг, которая использовалась для перевозки глины на кирпичном заводе, где работали женщины.
Справедливости ради надо сказать, что в Национальный музей Коми был готов принять коллекцию воркутинки на любых условиях, даже планировал посвятить отдельный зал истории политических репрессий в республике.
Заведующая отделом истории Анна Мельникова комментирует: «Любой предмет хорош, если находится в своем краевом музее, рассказывает о своей территории. Эта схема „Всё в Москву“ и так действует во всем: давайте выкачаем природные ресурсы, даже историческую память о трагичном эпизоде истории региона давайте увезем в Москву».
Кроме того, в Сыктывкаре культурный центр «Револьт» сейчас разрабатывает концепцию виртуального музея ГУЛАГа Коми, и для его оформления передадут часть артефактов из собрания Витман.
«Это будет своеобразный туристический центр, придя в который можно при помощи современных технологий совершить путешествие в места ГУЛАГа, - пояснил Павел Андреев, со-основатель «Револьт-центра». - Проект музея должен быть готов к середине 2022-го. Но для открытия нужно проделать много работы, совершить многочисленные видеоэкспедиции по местам бывшего ГУЛАГа, поэтому о сроках открытия пока говорить рано».
Так что ситуация с исследованием своего прошлого в Коми действительно непростая. Ирина Витман говорит, что после нескольких несчастных случаев походы школьников фактически под запретом. «Для школы, учителя и ребенка выход в природу с исследованием - это важный воспитательный момент. Сейчас воспитание в школе сведено к нулю, потому что за партой мы патриотизм воспитать так не сможем, как во время похода, когда ребенок хотя бы один день побывал на природе, прикоснулся к истории. А тема ГУЛАГа в стране умалчивается, считается неприятной. Немцы после войны смогли признать свои ошибки, а у нас страна до сих не взяла на себя ответственность за уничтожение собственного народа. У нас все, что неугодно истории, просто уничтожается».
Так что хозяйка уникальных артефактов, похоже, совершила единственно возможный в ее случае выбор, отправив свою коллекцию в большой столичный музей: «Знаю, что воркутинские экспонаты там будут востребованы, их увидят люди со всего мира».
Ставьте 👍, подписывайтесь и читайте другие истории об эпохе ГУЛАГа: