Найти тему
Ламповый уголок

МОЙ ЗВУК - эволюция и возвращение к корням. 2006-2022

Именно в 2006м году я свернул на скользкую дорожку гитаризма и музыки, более не ограничивая себя в махании тогда еще длинным хаером на концертах и слушаньем дома на полную громкость Арии. Поняв, что теперь стены будет сотрясать не только мастер металла Холстинин, но и я, родители перекрестились и приготовились к худшему. Тем не менее с этого момента прошло уже без малого, получается, 16 лет, и музыкальные предпочтения, уровень игры и потребность в гитарном аппарате менялись, и, что более важно, менялось и мое благосостояние, от вечно голодного студента (все деньги на еду отправлялись прямиком алко и табачным магнатам) до вполне себе обеспеченного взрослого дяденьки. Хочу вспомнить этот путь, тем более что конечная точка - 2022й год, оказалась относительно близка к начальной. Итак, поехали:

2006 год - после освоения (по моему тогдашнему мнению) акустической гитары, у меня появилась первая электрогитара, дающая пропуск в мир перегрузов и репетиций с группой. Это был Squier Strat, как помню сейчас 91го года, с тремя родными синглами и полностью кленовым грифом, декой красного цвета. Почти как у Холстинина.

Первая гитара - немного фотографий сохранилось с того периода, соцсети не были столь развиты, память в телефонах была невелика, старые флешки давно потеряны. Тем не менее одна из последних фотографий Скваера есть, это был 2010 год и Знаменка, а гитара тогда принесла 1е место в конкурсе песни. Выдолбленный пикгард под хамбакер Ибанеза - уже поздняя модификация гитары.
Первая гитара - немного фотографий сохранилось с того периода, соцсети не были столь развиты, память в телефонах была невелика, старые флешки давно потеряны. Тем не менее одна из последних фотографий Скваера есть, это был 2010 год и Знаменка, а гитара тогда принесла 1е место в конкурсе песни. Выдолбленный пикгард под хамбакер Ибанеза - уже поздняя модификация гитары.

Один из факторов "почти" заключался в страшном фоне звукоснимателей. После чего, достав хамбакер от корейского (или китайского) Ибанеза, в домашней мастерской под энное количество алкоголя был снят пикгард и выдолблен под этот самый хамбакер. Шум ушел, не весь конечно, но большая часть. Вообще после этого гитара заиграла интереснее, под джджд, которое от нее и требовалось. В это же время, начав играть в своей первой группе, у меня и появился первый гитарный эффект - процессор ZOOM 505, купленный у второго гитариста группы. Честно, я люблю понастольгировать по многим вещам, но точно не по его звуку. Даже в 2006-2007 годах он звучал отвратно и выглядел под стать издаваемому звуку. Звучал отвратно везде и всегда - в колонки дома, в комбик на базе. Он пускал в звук столько песка, что ему могла бы позавидовать сама королева Британии на прогулке около дворца, а песочный человек вполне мог быть его создателем. Отвращение к цифре пошло уже тогда, страсть как хотелось хотя бы транзистор.

Мой первый процессор ZOOM 505, который не вызывает ностальгии от слова совсем.
Мой первый процессор ZOOM 505, который не вызывает ностальгии от слова совсем.

Через год я таки разжился деньгами и смог позволить себе купить через форум процессор уровнем выше - Korg ax3g. Я считал и считаю его топовым за свои деньги для того времени, а так же вполне актуальным для начинающего гитариста и сейчас. Компактный, с удобным управлением, нормальными эффектами модуляции и неплохими усилителями, он хорошо звучал в усилители и неплохо мог в линию, именно на нем в период 2007-2010 я делал звук полностью, врубаясь на сценах института в линию, а на репетициях и клубах в усилитель. Разница в звуке между ним и Зумом была поразительная, надпись МЕЙД ИН ЖАПАН внушала уважение.

Korg ax3g - отличный для своего времени недорогой гитарный процессор. Неплохой звук и гораздо меньше песка, это процессор прошел со мной длительный путь и использовался в конце своей карьеры как блок дополнительных эффектов с основными аналоговыми.
Korg ax3g - отличный для своего времени недорогой гитарный процессор. Неплохой звук и гораздо меньше песка, это процессор прошел со мной длительный путь и использовался в конце своей карьеры как блок дополнительных эффектов с основными аналоговыми.

Так получилось, что вторая гитара стала для меня недолговечной, это был Epiphone Les paul и прослужила мне немногим больше пары месяцев, было это в 2007-2008 годах, младший брат "поиграл" и оторвал голову грифа посредством падения гитары на пол. Она простояла в ремонте около полугода, после чего уже не была особо нужна, так как пристрастия изменились и ушли в сторону более метальных суперстратов. Сейчас я не могу найти ни одной фотографии, да и она не успела поучаствовать особо в моей гитарной жизни, не засветилась на концерте и студии. Скажу лишь, что это был добротно сделанный инструмент и, в отличии от Скваера, он был ближе к оригиналу хотя бы качеством исполнения.

2011й года стал особенным - он привнес как новую гитару (буквально новую), так и изменения в стаффе. До этого года я играл дома в видавший тяжелую жизнь Ерасов Репетитор, странный комбик с 2мя независимыми входами мощностью 5 ватт. Честно не помню когда и у кого я его уже купил, но свою функцию он выполнял, а большее и не требовалось. В этом же году я взял большой 60ти ваттный транзистор Killer, в котором зачем-то был встроен цифровой дилей (не ревер!). Он звучал громко. Пожалуй, что-то еще сказать о его звуке нечего. Далее мне приехала первая новая электрогитара, Jackson DK-2pro - японец, новый, в кейсе. Красота и стерильность. Стерильность потому что я не ощутил от нее каких-либо эмоций. Она звучала, могла выдавать перегруз и все - даже замена звукоснимателей в конце года на бутиковые Joe barden особо не повлияла на звук. Я провел с ней немало концертов, записал несколько тем и провел большое количество репетиций, но так и не полюбил этот инструмент.

Jackson DK-2 на репетиции - очень красивая и удобная гитара была, но не вызывающая каких-либо эмоций в плане звука.
Jackson DK-2 на репетиции - очень красивая и удобная гитара была, но не вызывающая каких-либо эмоций в плане звука.

Зато мне полюбилась первая педаль перегруза - VOX Satchurator, подписной дисторшн Сатриани, коим я как раз увлекся в эти годы. Простая, ярко красная, купленная новенькой в Музторге, на первой же репе впечатлившая меня своим звуком. Да, аналог не сравнится по звуку с цифрой, Корг стал использоваться сугубо как тюнер и модуляции. Да и перегруз получался довольно похожим на то, что выходило у маэстро. Зачем нужна кнопка more я, правда, так и не понял, она никак не влияла на звук, как и тумблер между Гейном и Тоном.

VOX Satchurator - простая и качественная педаль. Честный перегруз, без излишеств. Считаю Сатриани максимально честным эндорсером, ведь он проводит концерты реально со своими подписными педалями.
VOX Satchurator - простая и качественная педаль. Честный перегруз, без излишеств. Считаю Сатриани максимально честным эндорсером, ведь он проводит концерты реально со своими подписными педалями.

Так же в 2011 году несколькими месяцами позже ушел окончательно на пенсию Корг, уступив место ламповому процессору VOX Tonelab ST. Впечатления о нем были неоднозначны. Это был первый процессор, который действительно мог эмулировать усилители. Да, безымянные по типу "хайгейн америка" или "бритиш рок", но в его эмуляции уже были характерные черты звучания некоторых стэков. А еще он отлично выдавал модуляции, особенно дилеи и ревербы, но отвратительно работал квакой. Вообще с того момента у меня сложилось мнение, что квака в процессоре впринципе не может нормально работать, которое лишь подкреплялось после того, как пощупал позднее различные Лайны, разбившись лишь о новый ПОД ГО. Он мог звучать в наушники, мог играть в линию, мог звучать в гитарный усилитель, а еще в нем была лампа, и, хотя ее функционал был спорным, смотрелся процессор интересно. Аналоговое управление было очень удобным, собственно это всегда было фишкой Вокса.

VOX Tonelab ST - ламповый проц. Цифровой звук, аналоговое управление и ламповое оформление.
VOX Tonelab ST - ламповый проц. Цифровой звук, аналоговое управление и ламповое оформление.

2012-2013 года - переход от процессора к педалборду, это были года бурного ГАСа, когда педали менялись в среднем по 2 штуки в месяц (что в общем-то было вполне логично, институт закончился и началась постоянная работа). Среди них были - ламповый перегруз Tonebone Classic, хорус ДОД ФХ, ModTone AquaChorus, дилей Danelectro reel echo, BOSS DS-1, Dunlop 535q и многое другое. Появилась доска, общее питание на 5 педалей, гитарный тюнер. Постоянными педалями стали Марли и Пинакл. Первая - интересная квака, сделанная под надзором Вая, обладала пружинным возвратом, оптическим датчиком и интересным звуком, более модерновым в сравнении с классической 535. Пинакл же - шикарный перегруз, сделанный под 5150 и звук Ван Халена, жирный и хайгейнистый. Общий вид сложившегося борда на 2013 год ниже:

Борд 2013 года - 5 педалей, общее питание, доска.
Борд 2013 года - 5 педалей, общее питание, доска.

Борд продолжал разрастаться, некоторые педали менялись, доска так же, перестав вмещать в себя все педали, сменилась на туровый брод Фурманн с изолированным питанием. После поисков подходящего дилея на доске оказался VOX Delaylab - многогранный дилей со множеством режимов и, как принято у Вокс, понятным аналоговым управлением.

Борд 2019 - существенно больше. Пожалуй это был исторический максимум педалей в моем стафе - 10 штук. Далее все шло на уменьшение.
Борд 2019 - существенно больше. Пожалуй это был исторический максимум педалей в моем стафе - 10 штук. Далее все шло на уменьшение.

При всем своем великолепии, у борда был очевидный минус - крайняя немобильность. Туровый Фурман носил на себе пластиковую крышку и становился совсем не подъемным, потому и нашел себе замену в виде более легкого мастерового, с джинсой вместо жесткого кейса. Из борда ушел самый старый обитатель - Вамплер Пинакл, который и положил начало доске, его заменил более разноплановый Плекси Делюкс.

Борд 2021 - стал легче и меньше. Ушел Пинакл, а место Маршалла занял интересный ревербератор от Вамплера.
Борд 2021 - стал легче и меньше. Ушел Пинакл, а место Маршалла занял интересный ревербератор от Вамплера.

В процессе создания и изменения доски, сама гитара так же поменялась, Джексон ушел с Авито, ибо в мои руки, это был 2013 год, попала первая в моей жизни действительно американская гитара - DEAN V. Взяв эту гитару в руки, я понял, что нашел свой инструмент, это было похоже на любовь с первого взгляда. С этим инструментом у меня связано много положительных воспоминаний, концертов, репетиций, он стал единственной гитарой, которая могла полностью покрывать мои потребности и великолепно звучать на сцене.

Dean V - гитара-пушка, великолепный жирный звук, особенно на перегрузе с хорошим гейном. Не смотря на свою специфику, гитара могла неплохо играть и в чистом звучании.
Dean V - гитара-пушка, великолепный жирный звук, особенно на перегрузе с хорошим гейном. Не смотря на свою специфику, гитара могла неплохо играть и в чистом звучании.

С этим DEAN я колдовал немало, т.к. для меня было очевидно, что гитара не проходная. Во первых бриджевый звукосниматель был заменен на Super Distortion 81 года, он отличается от родного такого же 96го звучанием. В неке остался родной PAF PRO. Я заэкранировал полностью медной фольгой темброблок, после чего фон ушел почти что в ноль. Конечно, возраст гитары (1996 год) давал о себе знать, но для своих лет гитара хорошо сохранилась.

Кстати, где-то в 2014 году я приобрел первый ламповый усилитель, это был одноканальный и простой как автомат Калашникова VHT Special 6, двухламповый 6 ваттный комбо. А взял я его после того, как намучался с винтажный транзисторным Fender Stage Lead (1989 Сша), у которого начала отваливаться пайка. Тогда, при его починке, мы были удивлены - штатовский усилитель (мейд ин юса на корпусе) оказался не совсем штатовский, все платы были мексиканские. Вот вам и Фендер.

VHX Special 6 - дешево, доступно и лампово. То есть весьма качественно.
VHX Special 6 - дешево, доступно и лампово. То есть весьма качественно.

Так вот, приобретение малыша показало, на сколько лампы могут звучать лучше транзистора, даже если это недорогая лампа и дорогой транзюк. С этими убеждениями я пошел по жизни дальше, заменив по-моему в 2018м году малыша на стек, состоящий из Marshall Origin 20 и кабинета 2х12 от Ерасов на известных Greenback (об этом так же писал ранее).

Ламповый уголок 2019 - стэк, борд и Гибсон СГ. Выглядит, по мне, очень атмосферно.
Ламповый уголок 2019 - стэк, борд и Гибсон СГ. Выглядит, по мне, очень атмосферно.

Время шло и в конце 2019 года я, остепенившись в плане групп и выступлений, играя чаще всего дома, пришел к досадному выводу - Дин неиграбелен сидя. Да и супертяжелый звук, на который гитара была заточена, уже не был так нужен. Гитара ушла немногим позже Пинакла по той же причине - поиск более универсального и легкого звука. Сложно не понизить планку после такого инструмента, однако следующая гитара смогла сделать это.

Gibson SG Standart - вторая купленная мной новая гитара и первый Гибсон. Непередаваемые ощущения от распаковки инструмента известнейшего бренда - паспорт с отметками проверяющих, фото гитары с верстака, каталог Гибсона 2019 и полужесткий кофр-кейс.
Gibson SG Standart - вторая купленная мной новая гитара и первый Гибсон. Непередаваемые ощущения от распаковки инструмента известнейшего бренда - паспорт с отметками проверяющих, фото гитары с верстака, каталог Гибсона 2019 и полужесткий кофр-кейс.

Гибсон всегда был иконой рока - всем известные Лес пулы не играл только ленивый рок-музыкант с именем, а СГ - символ легендарных АСДС и Ангуса Янга. Почему СГ? Она легкая, эргономичная, с отличным доступом к последним ладам. По мне этот корпус удобнее чем даже суперстрат. Вместе с тем гибсоновская составляющая при нем - звукосниматели, клюшка и великолепный звук. Она более серединистая, чем старший брат, поэтому лучше всего раскрывается на перегрузе, однако благодаря датчикам 490 с магнитами Альнико 2 может искрить и на чистом. В сравнении с Дином она менее метальная, зато куда более универсальна. Бешенный сустейн так же дает понять, что это топовый инструмент. Что-либо менять в этой гитаре а не стал - она не требует махинаций с паяльником и напильником. Впрочем, впечатления о ней я описал в отдельной статье, когда запах лака еще не выветрился, а наклейка на пикгарде еще не была сорвана. Могу лишь сказать, что за 2 года впечатление о гитаре не было испорчено.

И вот 2022й год - неожиданный поворот, я поменял не 1-2 педали, а целиком формат. И место педалей и доски занял единственный девайс, да к тому же еще и цифровой.

Line 6 pod go - замена всему гитарному стаффу, в какой то степени возврат в далекий 2006й, правда назвать это временным решением или каким-то компромиссом сложно. А стол грязный, да.
Line 6 pod go - замена всему гитарному стаффу, в какой то степени возврат в далекий 2006й, правда назвать это временным решением или каким-то компромиссом сложно. А стол грязный, да.

Ностальгия по звуку или удобству процессоров? Нисколько. Все предыдущие процессоры в той или иной степени показывали, что это компромисс, временное решение, пародия на нормальный звук. И вот, после того, как я его нашел, имея на борту большой борд и ламповый стэк, я уже осознанно вернулся к формату все-в-одном. Почему? Ответ ищите в статье про цифру и как я заблуждался. Коротко - прогресс. А так же удобство, многогранность и компактность. Все что угодно, но точно не компромисс. Правда и цена процессора в 50 раз выше Зума, который обошелся мне всего-то в тысячу рублей, что больше в десятки раз даже если принять во внимание инфляцию.

Я не задумывался на счет того, как долго я уже играю. Однако 16 лет - большой срок с точки зрения жизни человека и технического прогресса. Шутка ли, на данный момент я играл на гитаре ровно столько же, сколько не играл, а через год будет уже больше. И тем забавнее, что, начав с 1 процессора в 2006м, я начинаю 2022й с таким же девайсом вместо десятка педалей (правда домашний стэк никуда не делся, но сейчас его использую гораздо реже). В то же время за эти же 16 лет именно их технология настолько уверенно шагнула вперед, что процессор сменил роль с "хотя бы что-то" до "действительно качественный звук", а слово компромисс осталось в прошлом.

Остановился ли я? Вряд ли. Время покажет, надоест ли мне этот цифровой звук и я перейду обратно на педали, а может наоборот, он зайдет так сильно, что я возьму модель постарше - Helix LT или какой-нибудь Headrush giga, в любом из двух случаев вновь уменьшив свою мобильность. Но в данный момент это решение идеально подходит под мои требования - иметь качественный звук, возможность записываться дома, играть в наушники и включаться на концерте в линию, причем такое решение отлично влезает в мой обычный рюкзак, что дает возможность по дороге на базу идти и курить, руки-то свободные.