Именно в 2006м году я свернул на скользкую дорожку гитаризма и музыки, более не ограничивая себя в махании тогда еще длинным хаером на концертах и слушаньем дома на полную громкость Арии. Поняв, что теперь стены будет сотрясать не только мастер металла Холстинин, но и я, родители перекрестились и приготовились к худшему. Тем не менее с этого момента прошло уже без малого, получается, 16 лет, и музыкальные предпочтения, уровень игры и потребность в гитарном аппарате менялись, и, что более важно, менялось и мое благосостояние, от вечно голодного студента (все деньги на еду отправлялись прямиком алко и табачным магнатам) до вполне себе обеспеченного взрослого дяденьки. Хочу вспомнить этот путь, тем более что конечная точка - 2022й год, оказалась относительно близка к начальной. Итак, поехали:
2006 год - после освоения (по моему тогдашнему мнению) акустической гитары, у меня появилась первая электрогитара, дающая пропуск в мир перегрузов и репетиций с группой. Это был Squier Strat, как помню сейчас 91го года, с тремя родными синглами и полностью кленовым грифом, декой красного цвета. Почти как у Холстинина.
Один из факторов "почти" заключался в страшном фоне звукоснимателей. После чего, достав хамбакер от корейского (или китайского) Ибанеза, в домашней мастерской под энное количество алкоголя был снят пикгард и выдолблен под этот самый хамбакер. Шум ушел, не весь конечно, но большая часть. Вообще после этого гитара заиграла интереснее, под джджд, которое от нее и требовалось. В это же время, начав играть в своей первой группе, у меня и появился первый гитарный эффект - процессор ZOOM 505, купленный у второго гитариста группы. Честно, я люблю понастольгировать по многим вещам, но точно не по его звуку. Даже в 2006-2007 годах он звучал отвратно и выглядел под стать издаваемому звуку. Звучал отвратно везде и всегда - в колонки дома, в комбик на базе. Он пускал в звук столько песка, что ему могла бы позавидовать сама королева Британии на прогулке около дворца, а песочный человек вполне мог быть его создателем. Отвращение к цифре пошло уже тогда, страсть как хотелось хотя бы транзистор.
Через год я таки разжился деньгами и смог позволить себе купить через форум процессор уровнем выше - Korg ax3g. Я считал и считаю его топовым за свои деньги для того времени, а так же вполне актуальным для начинающего гитариста и сейчас. Компактный, с удобным управлением, нормальными эффектами модуляции и неплохими усилителями, он хорошо звучал в усилители и неплохо мог в линию, именно на нем в период 2007-2010 я делал звук полностью, врубаясь на сценах института в линию, а на репетициях и клубах в усилитель. Разница в звуке между ним и Зумом была поразительная, надпись МЕЙД ИН ЖАПАН внушала уважение.
Так получилось, что вторая гитара стала для меня недолговечной, это был Epiphone Les paul и прослужила мне немногим больше пары месяцев, было это в 2007-2008 годах, младший брат "поиграл" и оторвал голову грифа посредством падения гитары на пол. Она простояла в ремонте около полугода, после чего уже не была особо нужна, так как пристрастия изменились и ушли в сторону более метальных суперстратов. Сейчас я не могу найти ни одной фотографии, да и она не успела поучаствовать особо в моей гитарной жизни, не засветилась на концерте и студии. Скажу лишь, что это был добротно сделанный инструмент и, в отличии от Скваера, он был ближе к оригиналу хотя бы качеством исполнения.
2011й года стал особенным - он привнес как новую гитару (буквально новую), так и изменения в стаффе. До этого года я играл дома в видавший тяжелую жизнь Ерасов Репетитор, странный комбик с 2мя независимыми входами мощностью 5 ватт. Честно не помню когда и у кого я его уже купил, но свою функцию он выполнял, а большее и не требовалось. В этом же году я взял большой 60ти ваттный транзистор Killer, в котором зачем-то был встроен цифровой дилей (не ревер!). Он звучал громко. Пожалуй, что-то еще сказать о его звуке нечего. Далее мне приехала первая новая электрогитара, Jackson DK-2pro - японец, новый, в кейсе. Красота и стерильность. Стерильность потому что я не ощутил от нее каких-либо эмоций. Она звучала, могла выдавать перегруз и все - даже замена звукоснимателей в конце года на бутиковые Joe barden особо не повлияла на звук. Я провел с ней немало концертов, записал несколько тем и провел большое количество репетиций, но так и не полюбил этот инструмент.
Зато мне полюбилась первая педаль перегруза - VOX Satchurator, подписной дисторшн Сатриани, коим я как раз увлекся в эти годы. Простая, ярко красная, купленная новенькой в Музторге, на первой же репе впечатлившая меня своим звуком. Да, аналог не сравнится по звуку с цифрой, Корг стал использоваться сугубо как тюнер и модуляции. Да и перегруз получался довольно похожим на то, что выходило у маэстро. Зачем нужна кнопка more я, правда, так и не понял, она никак не влияла на звук, как и тумблер между Гейном и Тоном.
Так же в 2011 году несколькими месяцами позже ушел окончательно на пенсию Корг, уступив место ламповому процессору VOX Tonelab ST. Впечатления о нем были неоднозначны. Это был первый процессор, который действительно мог эмулировать усилители. Да, безымянные по типу "хайгейн америка" или "бритиш рок", но в его эмуляции уже были характерные черты звучания некоторых стэков. А еще он отлично выдавал модуляции, особенно дилеи и ревербы, но отвратительно работал квакой. Вообще с того момента у меня сложилось мнение, что квака в процессоре впринципе не может нормально работать, которое лишь подкреплялось после того, как пощупал позднее различные Лайны, разбившись лишь о новый ПОД ГО. Он мог звучать в наушники, мог играть в линию, мог звучать в гитарный усилитель, а еще в нем была лампа, и, хотя ее функционал был спорным, смотрелся процессор интересно. Аналоговое управление было очень удобным, собственно это всегда было фишкой Вокса.
2012-2013 года - переход от процессора к педалборду, это были года бурного ГАСа, когда педали менялись в среднем по 2 штуки в месяц (что в общем-то было вполне логично, институт закончился и началась постоянная работа). Среди них были - ламповый перегруз Tonebone Classic, хорус ДОД ФХ, ModTone AquaChorus, дилей Danelectro reel echo, BOSS DS-1, Dunlop 535q и многое другое. Появилась доска, общее питание на 5 педалей, гитарный тюнер. Постоянными педалями стали Марли и Пинакл. Первая - интересная квака, сделанная под надзором Вая, обладала пружинным возвратом, оптическим датчиком и интересным звуком, более модерновым в сравнении с классической 535. Пинакл же - шикарный перегруз, сделанный под 5150 и звук Ван Халена, жирный и хайгейнистый. Общий вид сложившегося борда на 2013 год ниже:
Борд продолжал разрастаться, некоторые педали менялись, доска так же, перестав вмещать в себя все педали, сменилась на туровый брод Фурманн с изолированным питанием. После поисков подходящего дилея на доске оказался VOX Delaylab - многогранный дилей со множеством режимов и, как принято у Вокс, понятным аналоговым управлением.
При всем своем великолепии, у борда был очевидный минус - крайняя немобильность. Туровый Фурман носил на себе пластиковую крышку и становился совсем не подъемным, потому и нашел себе замену в виде более легкого мастерового, с джинсой вместо жесткого кейса. Из борда ушел самый старый обитатель - Вамплер Пинакл, который и положил начало доске, его заменил более разноплановый Плекси Делюкс.
В процессе создания и изменения доски, сама гитара так же поменялась, Джексон ушел с Авито, ибо в мои руки, это был 2013 год, попала первая в моей жизни действительно американская гитара - DEAN V. Взяв эту гитару в руки, я понял, что нашел свой инструмент, это было похоже на любовь с первого взгляда. С этим инструментом у меня связано много положительных воспоминаний, концертов, репетиций, он стал единственной гитарой, которая могла полностью покрывать мои потребности и великолепно звучать на сцене.
С этим DEAN я колдовал немало, т.к. для меня было очевидно, что гитара не проходная. Во первых бриджевый звукосниматель был заменен на Super Distortion 81 года, он отличается от родного такого же 96го звучанием. В неке остался родной PAF PRO. Я заэкранировал полностью медной фольгой темброблок, после чего фон ушел почти что в ноль. Конечно, возраст гитары (1996 год) давал о себе знать, но для своих лет гитара хорошо сохранилась.
Кстати, где-то в 2014 году я приобрел первый ламповый усилитель, это был одноканальный и простой как автомат Калашникова VHT Special 6, двухламповый 6 ваттный комбо. А взял я его после того, как намучался с винтажный транзисторным Fender Stage Lead (1989 Сша), у которого начала отваливаться пайка. Тогда, при его починке, мы были удивлены - штатовский усилитель (мейд ин юса на корпусе) оказался не совсем штатовский, все платы были мексиканские. Вот вам и Фендер.
Так вот, приобретение малыша показало, на сколько лампы могут звучать лучше транзистора, даже если это недорогая лампа и дорогой транзюк. С этими убеждениями я пошел по жизни дальше, заменив по-моему в 2018м году малыша на стек, состоящий из Marshall Origin 20 и кабинета 2х12 от Ерасов на известных Greenback (об этом так же писал ранее).
Время шло и в конце 2019 года я, остепенившись в плане групп и выступлений, играя чаще всего дома, пришел к досадному выводу - Дин неиграбелен сидя. Да и супертяжелый звук, на который гитара была заточена, уже не был так нужен. Гитара ушла немногим позже Пинакла по той же причине - поиск более универсального и легкого звука. Сложно не понизить планку после такого инструмента, однако следующая гитара смогла сделать это.
Гибсон всегда был иконой рока - всем известные Лес пулы не играл только ленивый рок-музыкант с именем, а СГ - символ легендарных АСДС и Ангуса Янга. Почему СГ? Она легкая, эргономичная, с отличным доступом к последним ладам. По мне этот корпус удобнее чем даже суперстрат. Вместе с тем гибсоновская составляющая при нем - звукосниматели, клюшка и великолепный звук. Она более серединистая, чем старший брат, поэтому лучше всего раскрывается на перегрузе, однако благодаря датчикам 490 с магнитами Альнико 2 может искрить и на чистом. В сравнении с Дином она менее метальная, зато куда более универсальна. Бешенный сустейн так же дает понять, что это топовый инструмент. Что-либо менять в этой гитаре а не стал - она не требует махинаций с паяльником и напильником. Впрочем, впечатления о ней я описал в отдельной статье, когда запах лака еще не выветрился, а наклейка на пикгарде еще не была сорвана. Могу лишь сказать, что за 2 года впечатление о гитаре не было испорчено.
И вот 2022й год - неожиданный поворот, я поменял не 1-2 педали, а целиком формат. И место педалей и доски занял единственный девайс, да к тому же еще и цифровой.
Ностальгия по звуку или удобству процессоров? Нисколько. Все предыдущие процессоры в той или иной степени показывали, что это компромисс, временное решение, пародия на нормальный звук. И вот, после того, как я его нашел, имея на борту большой борд и ламповый стэк, я уже осознанно вернулся к формату все-в-одном. Почему? Ответ ищите в статье про цифру и как я заблуждался. Коротко - прогресс. А так же удобство, многогранность и компактность. Все что угодно, но точно не компромисс. Правда и цена процессора в 50 раз выше Зума, который обошелся мне всего-то в тысячу рублей, что больше в десятки раз даже если принять во внимание инфляцию.
Я не задумывался на счет того, как долго я уже играю. Однако 16 лет - большой срок с точки зрения жизни человека и технического прогресса. Шутка ли, на данный момент я играл на гитаре ровно столько же, сколько не играл, а через год будет уже больше. И тем забавнее, что, начав с 1 процессора в 2006м, я начинаю 2022й с таким же девайсом вместо десятка педалей (правда домашний стэк никуда не делся, но сейчас его использую гораздо реже). В то же время за эти же 16 лет именно их технология настолько уверенно шагнула вперед, что процессор сменил роль с "хотя бы что-то" до "действительно качественный звук", а слово компромисс осталось в прошлом.
Остановился ли я? Вряд ли. Время покажет, надоест ли мне этот цифровой звук и я перейду обратно на педали, а может наоборот, он зайдет так сильно, что я возьму модель постарше - Helix LT или какой-нибудь Headrush giga, в любом из двух случаев вновь уменьшив свою мобильность. Но в данный момент это решение идеально подходит под мои требования - иметь качественный звук, возможность записываться дома, играть в наушники и включаться на концерте в линию, причем такое решение отлично влезает в мой обычный рюкзак, что дает возможность по дороге на базу идти и курить, руки-то свободные.