Уже на закате Советского Союза, если склероз мне не изменяет, то году в 1989, или в 1990, на нашем ТВ анонсировали программу, в которой проводили опросы детей лет, примерно, семи. Их спрашивали о том, как им живется в СССР, чего они хотят, что думают, что им нравится, а что нет. Программа была рассчитана на 10 лет. В смысле, что по истечении этого срока планировалось вновь с опрошенными детишками встретиться и узнать, как сложилась их жизнь за минувшее 10-летие, чего они добились в условиях изменившейся за годы Перестройки страны, как изменилась сама страна? Не припомню, чтобы продолжение передачи состоялось. Не помню, конечно, и всех детей, принимавших участие в опросе. Одна только девочка запомнилась. Сидит этакая семилетняя «королевишна» в кресле и в желтом платьишке и уверенным, непререкаемо-капризным тоном высказывается в том духе, что «Из этой страны надо валить, поскольку здесь все очень плохо. Настолько плохо, что даже икры поесть нет никакой возможности».
Почему сейчас об этом вспомнил? А шут его знает. Наверное, на общем фоне ожидаемого и всемерно пров.оцир.уем.ого (коллективным Западом) нап.аде.ния Украины на Дон.басс, а России – на Украину. Каждодневной западной ист.ери.ки по этому поводу и их попыток повесить собак всех пород на наши штаны, плечи и, самое главное, шеи. И «активной жизненной позицией» либер.астов всех мастей, окрасов и разной степени пубертатности. Которые в одну душу сравнивают жизнь и демократию «там» и «здесь». И не в нашу, что характерно, пользу. Словом, и в России все плохо, и сама Россия плохая, а Президент России, так тот вообще – «кровавый теРРан, установивший авторитарный режЫм».
Ну, ладно. Семилетней, на рубеже 1989-1990 гг., девочке родители всякого в уши надули. Да и если объективно, то в это время, благодаря действиям ряда высших государственных чинов, вставших на путь откровенного предательства страны, в наших магазина действительно было «шаром покати». Прекрасно помню, что не то что икры, мыла и зубной пасты не купить было. 200 грамм сыра, кило сахара и 6 пачек сигарет в месяц на нос. Мои ровесники не забыли.
На этом фоне вопрос о возможной эмиграции, который раньше кто-то вполголоса обсуждал на собственной кухне, зазвучал все громче и настойчивей. И не только обсуждался, но и стал реализовываться. И с каждым годом все активнее и масштабнее. Массовая, так сказать, утечка мозгов, рабочих рук, человеческих тел и душ. Кто-то за «длинным долларом», кто-то за красивой жизнью, кто-то за «свободой, равенством, братством». И все – в надежде на лучшее.
Кто-то скажет, что «заграница» всегда была лучше и привлекательней для обитателей родных просторов. Даже, мол, в русских сказках все лучшее нами импортировалось: Жар-птица, например, яблочки молодильные, ковер-самолет. Ну, или там царица шемаханская.
Так-то оно так, только вот жар-птица главному герою, как правило, неприятности с приключениями, для жизни опасными, приносила. Яблочки молодильные – вечная несбыточная мечта, ковер-самолет можно было ступой заменить при желании, а импортная царица, так та вообще ставила под угрозу саму государственность и существование правящей династии.
И, кстати, и птица, и яблоки, и царица ненашенская все это царю предназначалось. А добытчику что-то вроде «Вот тебе пятак на водку, и пошел отсюда вон» (с).
Про вина заморские и яства экзотические разговор отдельный, тем более, что пища непривычная на работе ЖКТ отрицательно сказаться может. Многие, на Бали, в Тае или Индии побывавшие, подтвердят.
Но, только совсем недалекие люди видят в сказках наших утверждение того, что «в заграницах» и яйца круче, и сахар слаще. На самом же деле в мире никогда не было такого понятия, как русская эмиграция. До конца Гражданской войны. Но и тогда монархисты и приверженцы лозунга «Вся власть Учредительному собранию» бежали кто в Париж, кто в Харбин, а кто и в Австралию или США с Канадой не за «лучшей жизнью», а просто «за жизнью». Ибо, в силу их принципиального несогласия с Советской властью, эта самая власть им собственно жизни-то и не гарантировала. Точно так же, как Франция, после Великой французской, не гарантировала жизни роялистам. А сторонники победившего Цезаря не обещали ничего хорошего поклонникам Марка Антония или Помпея. Тот же Цицерон за свои политические предпочтения под раздачу угадал: «Cicero, cum inter Caesarem et Pompeium bellum civile ortum esset, Pompeium secutus est…» Помните? И не спасло его ни красноречие непревзойденное, ни мастерство словесное, в прениях с оппонентом отточенное. Иные навыки больше бы пригодились.
А вот Московскому царству, России и Российской империи принимать у себя различных мигрантов и гастарбайтеров, было не привыкать. Из Орды и Литвы, с Кавказа и из германских княжеств, из Франции и Священной Римской империи. А ч0 они к нам бежали-то? От хорошей жизни, что ли? Или, может, все-таки за хорошей? Никто не задумывался? Отчего так вдруг, по призыву Екатерины II, рванули на Волгу немцы, чехи, моравы и другие уроженцы западного рая? Тысячами. Целыми семьями и селениями, с грудными младенцами и стариками. Почему и сегодня в Россию бегут со всех наших бывших республик, почему эмигранты возвращаются, а граждане благополучного запада просят предоставить им российское гражданство? И шутки гуляют по интернету о том, что белым, традиционноориентированым и работящим мужикам из Штатов лучше всего в Россию перебираться. А в каждой шутке только доля шутки содержится. Остальная ее часть – непрозрачный намек на объективную реальность. И перебираются, кстати. Понемногу пока, но тем не менее.
Так, быть может, не все так благополучно, в благословенной стороне солнечного заката? И, может, напрасно многие граждане туризм с эмиграцией отождествляют, как желтое с круглым? Конечно, красивая картинка из уютных городков, всяких там дорфов и верков , где-нибудь в Тюрингии, или Баварии на фото смотрится заманчиво. Этакие «пряничные» домики в стиле «Фахверк». Только вот, на самом деле, построены они буквально «из д.ер.ь.ма и палок». И это не фигура речи. Это как домики в деревнях масаев, стройматериалом для которых служит то, что у нас по весне на поля вывозится. Для удобрения. Т.е. дома из деревянного каркаса и навоза (с применением соломы и строительного мусора в качестве армирующего элемента). У немцев, конечно, покрасивше, чем у масаев получилось. Во всяком случае, на европейский архитектурный вкус. М-да. Только вот вкус (и аромат) у пряничков этих, боюсь, начинке соответствует, а не внешнему виду.
Или вот Верса-а-аль (произносить с придыханием, закатывая в экстазе глаза). Это ж земное место обитания богов или, накрайняк, солнцеподобных королей. Только вот сыро, холодно, из щелей дует и ни одного отхожего места проектом не предусмотрено. На такой-то объем, да с таким количеством потенциальных обитателей. Но смотрится красиво, ничего не скажешь.
Со времен Петра I соотечественники наши стали регулярно по заграницам путешествовать. Изначально, говоря словами почтальона Печкина, «в целях повышения образованности». Царь так приказал. Только кто-то учился, а кто-то с самого начала балы-пиры-ассамблеи, да девиц нетяжелого поведения предпочел. Так вот вторые-то, как мне кажется, и стали предтечами западников XIX века и либералов – «демократофилов» текущего момента. И если реально учились чему-то полезному у тех же немцев-голландцев и англичан люди «происхождения подлого», но к наукам желание и способности имеющие, то аристократы, частенько (не скажу, что всегда, но довольно часто), «жуировать» предпочитали. В старом советском телефильме «Табачный капитан» ситуация такая красиво обыграна.
И все же до 1920-х гг., русские люди посещали Европу почти исключительно для учебы, торговли, лечения. Или с целями познавательно-экскурсионными. На ПМЖ мало кто планировал.
Еще на один момент внимание хочу обратить. «Жуировали», как правило, те, кто дома жил далеко не бедно, а значит, относился к классу, так сказать, эксплуататоров. Так что до «нужд и бедствий» аборигенного западноевропейского населения им было глубоко фиолетово. Они исключительно на местные красоты, кухни, моды внимание обращали. Ну, и на «дам полусвета», конечно. А как же! И картинку такой «красивой» жизни в своем сознании зафиксировав, домой сей образ чудный и приносили, у невыездных (по финансовым причинам) земляков чувство зависти и вожделения вызывая.
Да и сегодня ситуация не изменилась. Кто-то туристом побывал, кто-то фильмов насмотрелся и, счастливчиков-туристов наслушавшись, вздыхает тоскливо, себя, любимого, жалеючи: мол, как же так? Вся жизнь мимо проходит, а я, как та семилетняя девочка, «икры не наелся», в «этой стране».
Ладно, что-то я разошелся, мнение свое (может, и не интересное никому) высказывая. Но только зрело оно у меня давно и сегодня, видимо, «дозрело». А вообще, есть масса поговорок и наших и ненашенских, на разных языках, объединенных одной темой – «В гостях хорошо, а дома лучше». У англичан, между прочим, еще круче замешано: «I may feel bad here, but this is my kingdom» - «Может, мне здесь и плохо, но это мое королевство».