Этот пост напрямую связан с предыдущим, и поэтому это не третья итерация, а продолжение. Я вам подробно рассказал об эффекте "ушата лягушат", но забыл уделить внимание одному очень важному приему, который, кроме того, что полностью избавляет от ощущения напиханных в руки и за шиворот лягушек, так еще и отлично работает на погружение в материал и атмосферу сам по себе! Этот прием можно коротко назвать - "незнакомое в знакомом". Говоря о "точке входа" в первой нашей статье на тему проработки мира, я упомянул - в правильных деталях вся суть, вся соль, весь вкус и красота. Иными словами - повторюсь - дьявольская суть притяжения текста (или иного произведения искусства) именно в них, в деталях. Но в то же время следом я утверждал, что перебор с нимии - особенно насыщенными своеобразием и избытком неологизмов - приводит к "ушату лягушат". Что тогда? Как быть, если без неологизмов никак, а мир в самом деле своеобразен и исключителен?
Ну, во-первых, давайте вспомним тот видеоразбор, что я советовал взглянуть на выходных - о, как ни странно, Звездных Войнах. Вот этот видеразбор-обзор Можно для нашей темы не смотреть его от и до, а просмотреть первые минут 15-20, и вы поймете, о чем я сейчас буду говорить. Но все же давайте приступим!
Разборщик подмечает вот какую особенность повествования в саге Лукаса - он не гонится за зрелищностью и уникальным своеобразием. Он не гонится - но он его достигает.
"Одежды героев потрепаны, они из грубой ткани. Металл носит следы ржавчины, и нет сверкающих белоснежных панелей и ярких красок, что ассоциировались с фантастикой тогда" - вот эта золотая фраза. Герои в мире Лукаса не играют поставленные роли на красивом якобы футуристичном фоне - они живут. Это заставляет верить в происходящее. у героев за спинами - дожди и ветер, солнце и песок, и все это делает их одежду - поношенной, а металл заставляет покрываться оксидами, краску - облупляться... время властно над этим миром, и мы видим - даже без заострения внимания специально - что мир... почти такой же, как и наш
Понимаете?
Мир выдуманных событий мы узнаем - и принимаем, как свой, потому что узнаем. В силу того, что видим в нем что-то, что нам хорошо известно, что мы точно можем встроить и в свой опыт, и понять, отчего так - без дополнительных ссылок, пояснений, разборов... без всего этого мысленного конспектирования, как в случае с лягушатами-в-ушате.
Нам подают - исподволь - неизвесное с деталями известного, при чем очень хорошо известного. Мы знем. что такое песок. Что такое жара. что такое - грубая простая ткань. Мы знаем, что такое - государство, злой правитель, борьба за свободу - и все это нам не нужно расшифровывать. Лукас взял образы, которые понятны без всяких переподвывертов, и показал нам их сперва чистыми и внятными - и только пото-о-оом обвешал сложной историей, неологизмами, философией... и всем тем, что отличает СтарВорсВерс от всех других космо-фэнтези-миров.
Помнится, господа Олди в одной из статей - по-моему, она называлась "Призрак японского городового", и я ее рекомендую к прочтению горячейшим образом! - упоминали принципы восточной (японской) эстетики. И в числе прочих имеется принцип "саби" - и он, если коротко, звучит как "обыденность".
Обыденность и простота, саби и ваби - наверное, вообще самые главные в этой концепции, но это на наш (неяпонофильский ни разу) взгляд. Так что же нам говорит принцип обыденности? Долой вычурность! Красота - в том, что окружает, красота - в том, что понятно и кажется знакомым до мелочей. Красота, гармония, а значит - и ценность текста, господа.
Поэтому что? Поэтому совет тут такой - насыщайте деталями текст не через вычурную своеобразность, а через то, что не требует пояснений. То есть через вещи, что узнаваемы, хотя и несколько своеобычны - ибо принадлежат вашему, внутрикнижному, миру. Для читателя не должно быть океана новшеств - он должен быть готов уцепиться за что-то умом, глазом, душой - и сказать себе: о, так это почти как у нас! я это знаю... а, стоп, не знаю - но узнаю. Узнаю!
Вот, скажем, фраза из уст Энакина Скайуокера (раз уж мы взялись на примере Далекой-Далекой это все разбирать) - "Ненавижу песок. Он проникает всюду!"
Эту фразу - уж не знаю почему - принято в гиковской среде ругать. Ну, оставим в стороне, почему так (вероятно, в силу исключительно эффекта утенка и хейтерства всего, что не Пресвятая Классическая Трилогия) - однако что я вам скажу. дорогие читатели... на мой взгляд, это та самая дьявольская подробность. Точная, меткая, хлесткая! Кто не мучился хоть раз на пляже, вытрясая песок отовсюду - из волос, одежды, обуви?! Эти слова о песке сказал юноша, выросший среди бесконечного песка. И его - странный и недоступный нам опыт - вдруг обернулся гранью узнавания: да! Да, это песок...! в сандалиях, в волосах... да! Узнаете же?**
Раз узнаете, значит - работает!
А значит - добивайтесь узнаваемости. Помните, я говорил на "точке входа" - будьте честны? Вот поэтому и будьте честны. Вас должны понять - сразу, и сперва даже не умом, а сердцем. Умом тоже - но сначала все-таки душой. Поверьте, искусство немыслимо без питания души. И даже не сложные смыслы ее питают, а маленькие радости, вроде быстрого узнавания - да! Это оно! Да! я могу понять этих героев, потому что их мир - другой, необычный, прекрасный - все-таки говорит мне, что я способен в нем разобраться сам!
Подарите своим читателям эту радость.
Помните - дьявольские мелочи-подробности строят большой мир. Пусть эти мелочи играют на вашей стороне и дают чувство узнавания - сразу, без тычка и пинка.
Подарите радость узнавания - чтоб мир играл красками, доступными глазу человека.
Ведь этого нам и нужно. верно?
P.S.: Заходите на сайт на этой неделе еще - у нас будут новости, В субботу! Отличные новости, не пожалеете, точно говорю!
**Картинка в посте взята из открытых источников в сети Интернет
Подписывайтесь на канал и приходите на наш сайт, там много других статей и много другого!
#литература #писательство #писательский блог