Исторически доподлинно известно,что советские лётчики воевали в Испании в 38-м и во Вьетнаме в 70-х, в рамках "военной помощи братским народам". История про лётчика Ли Си Цина даже вошла в народный фольклор в виде песни.
Многие люди ещё знают про исторические бои на реке Халхин-Гол, и то, благодаря тому, что именно там взошла "звезда" будущего полководца Жукова Г.К. А между тем, на Халхин-Голе шли настоящие жесточайшие бои, особенно в небе. Позже, сам Жуков признавался (уже после ВОВ),что такого скопления самолётов он не видел более нигде - даже в небе Сталинграда.
Но оказывается, есть ещё одна, совсем "НЕИЗВЕСТНАЯ ВОЙНА", в которой принимали участие советские лётчики. И воевали там очень сёрьезным составом - три с половиной тысячи человек. Участие в этой войне не афишировалось. Но фактически - это было уже начало второй мировой войны. Действо происходило на Азиатском континенте - в Китае.
Военное противостояние Японии и Китая началось ещё в 1931-м году, когда японцы оккупировали Маньчжурию. Полномасштабная война между Китаем и Японией началась летом 37-го года. Японцы, имея преимущество в технике, начали захватывать территорию за территорией. На этом фоне военную помощь Китаю решили оказать США и Советский союз. Кто чем мог. Вместе с военной техникой , советское руководство отправило в Китай и своих военных специалистов. Именно в небе Китая советские военные лётчики оттачивали свое боевое мастерство для будущих действий в начале сороковых годов...
Воспоминания очевидца "неизвестной войны", засекреченной (ведь каждый давал подписку о неразглашении, тогда), очень дорогого стоят!
* * *
* * * " Это произошло уже в самом конце 37-го года, когда нас, большую группу лётчиков, подняли по тревоге и отвезли в Генеральный штаб. У нас у всех забрали документы и переодели в каком-то подвале в штатское. Мы поняли,что нас отправляют в Испанию. Затем был инструктаж в Кремле.
Выступал сам Михаил Калинин. Нам объявили ,что международная ситуация обострилась и нам предстоит лететь на Восток, помогать китайскому народу в борьбе против японских захватчиков. А мы уже все решили, что полетим в Испанию...
Калинин предупреждал: если кого-то собьют, то в плену не признаваться,что служили в Красной армии, а можно врать,что работали в гражданской авиации и поехали в Китай на заработки, после того как уволили. Разрешалось вообще говорить,что не согласны с советской властью - а Родина все равно поможет и вытащит потом из плена.
Несколько человек взяли самоотвод от такой командировки, но я вместе с другом пошёл добровольцем.
Нас оповестили, что воевать будем под чужими фамилиями. Все выбирали в основном фамилии литературных героев. Нас отправили в Алма-Ату на поезде, в мягком вагоне, под видом передовиков -стахановцев. По прибытии в город , там уже нас поджидали на аэродроме самолёты И-15 и И-16 с китайскими опознавательными знаками.
На этих самолётах мы и совершили перелёт в Китай, где уже шли полномасштабные боевые действия. Воевать пришлось без документов,в штатской одежде. На руки выдавалась охранная грамота от китайского правительства, и всё. Японцы, до нашего прилёта, имели полное преимущество в воздухе. Их наступление вдоль реки Янцзы развивалось стремительно в глубь Китая. После нашего прибытия ситуация в небе изменилась. Советская авиатехника превосходила японскую. И мы доказывали это в боях. Я провоевал весь 38-ой год на И-16. Это был лучший самолёт того времени. Между товарищами-летчиками, мы договорились, что раз уж воюем в чужой стране, то самое главное не терять своих. Победа любой ценой здесь - не для нас. Главное - без потерь, а уж потом сколько сбили японцев, столько и сбили. И всё равно,наши потери были очень велики - противник был силен и воздушные бои очень тяжелы.
29-го апреля мне запомнился бой за город Ханькоу. Японцы решили сделать подарок своему императору и нанесли массированный авиационный удар по городу. В небе было более ста их самолётов. Мы поднялись навстречу японской армаде. Бой был неимоверный. Все небо до горизонта исполосовали пулеметные трассы. Лётчики с обеих сторон демонстрировали чудеса храбрости. Японцы потеряли около сорока самолётов. Большие потери были и у наемников, воевавших на стороне Китая - это англичане, французы, американцы. Наша группа потеряла двух лётчиков.
Летом японцы предъявили претензии советской стороне: на каком основании граждане страны участвуют в боевых действиях без объявлении войны. Нарком иностранных дел Литвинов заявил,что наших военных в Китае нет, а воюют недобитые белогвардейцы, и за них советское правительство ответственности не несёт. Заявление Литвинова напечатали во всех центральных газетах. Оно ставило нас вне закона и было болезненным. (Китайское правительство платило нам большие деньги - 500 долларов.Фирменный костюм стоил три доллара. Обед здесь в ресторане - десять центов. Новая машина "Форд" - 400 долларов) Мы себя наёмниками не считали, и ехали в Китай не ради денег. Мы возмутились таким заявлением. Информация об этом дошла куда нужно. Вскоре нас вызвали в посольство, где сообщили, что слова Литвинова - это маскировка и дипломатия, все обязательства остаются в силе. Это нас успокоило.
Командировка приближалась к завершению. Однажды, мы вылетели на перехват группы японских бомбардировщиков, и потрепали их сильно. Сбили уже пять чужих машин. А у меня тут мотор перегрелся - стрелки все в красном секторе. Необходимо было в одиночку уходить на свой аэродром. На обратном пути, над оккупированной японцами территорией, столкнулся с пятнадцатью вражескими истребителями И-96. И пришлось принимать бой. Мотор пока тянул, и я навязал маневры на вертикалях. К тому же у меня пушка, а противников - пулемёты винтовочного калибра. Понимал, конечно, что шансов отбиться от такой оравы совсем мало. Поначалу здорово везло - подбил четверых. Но вскоре длинная очередь прошла через фюзеляж и спасла только бронеспинка. Был серьёзно ранен и высота более четырёх тысяч метров. Вышел из боя крутым пикированием, потом успел проскочить сквозь какое-то горное ущелье. Сажаю самолёт на "брюхо". Удар , скольжение, в лицо - песок. С трудом выбрался из кабины ,перед глазами всё плывет. Успел сделать перевязку.
Добрался до скалы и отключился. Когда очнулся, то вокруг уже местные жители собрались - видели воздушный бой и мою "вынужденную". Я уже плохо соображал. В голове сидело,что на оккупированной территории нахожусь и в плен нипочем не сдамся. Достал пистолет, собрался дуло к виску приподнять. Смотрю, из толпы людей продирается человек в военной форме и на фуражке восьмиконечная китайская звезда. Тут поверил,что спасен.
Остальное помню плохо. Китайские товарищи вынесли меня из глубокого японского тыла на бамбуковых носилках по тайным горным тропам, мимо японских постов. Лечили меня потом в американском госпитале в Ханькоу. Запястье руки после ранения осталось нерабочим, и приходилось летать потом привязывая ладонь к сектору газа. Ну ,а медкомиссию удалось обмануть, и после Китая пришлось мне воевать и на Халхин-Голе, и в Великую Отечественную.
По официальным данным, из Китая не вернулось около двухсот советских летчиков. Но я этим данным не верю. В нашей группе, из семидесяти пилотов вернулись на Родину только четверо. И в других группах потери были ещё выше. Все наши павшие остались там, в Китае."
* * *
Вот такая она была - "Неизвестная война", глазами лётчика. Памятный мемориал стоит в китайском городе Нанкин. И в ставшем знаменитом за последние два года, городе Ухань - тоже стоит памятник советским лётчикам!