Найти тему
Боец Невидимого фронта

"Неизвестная война."- Советские лётчики в Китае, в 38-м году. История

Летчики бомбардировочной авиации.  фото: картинки  яндекса.
Летчики бомбардировочной авиации. фото: картинки яндекса.

Исторически доподлинно известно,что советские лётчики воевали в Испании в 38-м и во Вьетнаме в 70-х, в рамках "военной помощи братским народам". История про лётчика Ли Си Цина даже вошла в народный фольклор в виде песни.

Многие люди ещё знают про исторические бои на реке Халхин-Гол, и то, благодаря тому, что именно там взошла "звезда" будущего полководца Жукова Г.К. А между тем, на Халхин-Голе шли настоящие жесточайшие бои, особенно в небе. Позже, сам Жуков признавался (уже после ВОВ),что такого скопления самолётов он не видел более нигде - даже в небе Сталинграда.

Но оказывается, есть ещё одна, совсем "НЕИЗВЕСТНАЯ ВОЙНА", в которой принимали участие советские лётчики. И воевали там очень сёрьезным составом - три с половиной тысячи человек. Участие в этой войне не афишировалось. Но фактически - это было уже начало второй мировой войны. Действо происходило на Азиатском континенте - в Китае.

Военное противостояние Японии и Китая началось ещё в 1931-м году, когда японцы оккупировали Маньчжурию. Полномасштабная война между Китаем и Японией началась летом 37-го года. Японцы, имея преимущество в технике, начали захватывать территорию за территорией. На этом фоне военную помощь Китаю решили оказать США и Советский союз. Кто чем мог. Вместе с военной техникой , советское руководство отправило в Китай и своих военных специалистов. Именно в небе Китая советские военные лётчики оттачивали свое боевое мастерство для будущих действий в начале сороковых годов...

Воспоминания очевидца "неизвестной войны", засекреченной (ведь каждый давал подписку о неразглашении, тогда), очень дорогого стоят!

* * *

Советские лётчики -добровольцы на аэродроме в Китае.  фото: картинки  яндекса.
Советские лётчики -добровольцы на аэродроме в Китае. фото: картинки яндекса.

* * * " Это произошло уже в самом конце 37-го года, когда нас, большую группу лётчиков, подняли по тревоге и отвезли в Генеральный штаб. У нас у всех забрали документы и переодели в каком-то подвале в штатское. Мы поняли,что нас отправляют в Испанию. Затем был инструктаж в Кремле.
Выступал сам Михаил Калинин. Нам объявили ,что международная ситуация обострилась и нам предстоит лететь на Восток, помогать китайскому народу в борьбе против японских захватчиков. А мы уже все решили, что полетим в Испанию...

Калинин предупреждал: если кого-то собьют, то в плену не признаваться,что служили в Красной армии, а можно врать,что работали в гражданской авиации и поехали в Китай на заработки, после того как уволили. Разрешалось вообще говорить,что не согласны с советской властью - а Родина все равно поможет и вытащит потом из плена.

Несколько человек взяли самоотвод от такой командировки, но я вместе с другом пошёл добровольцем.
Нас оповестили, что воевать будем под чужими фамилиями. Все выбирали в основном фамилии литературных героев. Нас отправили в Алма-Ату на поезде, в мягком вагоне, под видом передовиков -стахановцев. По прибытии в город , там уже нас поджидали на аэродроме самолёты И-15 и И-16 с китайскими опознавательными знаками.
Самолёт И-16 в Китае.  фото: картинки  яндекса.
Самолёт И-16 в Китае. фото: картинки яндекса.

На этих самолётах мы и совершили перелёт в Китай, где уже шли полномасштабные боевые действия. Воевать пришлось без документов,в штатской одежде. На руки выдавалась охранная грамота от китайского правительства, и всё. Японцы, до нашего прилёта, имели полное преимущество в воздухе. Их наступление вдоль реки Янцзы развивалось стремительно в глубь Китая. После нашего прибытия ситуация в небе изменилась. Советская авиатехника превосходила японскую. И мы доказывали это в боях. Я провоевал весь 38-ой год на И-16. Это был лучший самолёт того времени. Между товарищами-летчиками, мы договорились, что раз уж воюем в чужой стране, то самое главное не терять своих. Победа любой ценой здесь - не для нас. Главное - без потерь, а уж потом сколько сбили японцев, столько и сбили. И всё равно,наши потери были очень велики - противник был силен и воздушные бои очень тяжелы.

29-го апреля мне запомнился бой за город Ханькоу. Японцы решили сделать подарок своему императору и нанесли массированный авиационный удар по городу. В небе было более ста их самолётов. Мы поднялись навстречу японской армаде. Бой был неимоверный. Все небо до горизонта исполосовали пулеметные трассы. Лётчики с обеих сторон демонстрировали чудеса храбрости. Японцы потеряли около сорока самолётов. Большие потери были и у наемников, воевавших на стороне Китая - это англичане, французы, американцы. Наша группа потеряла двух лётчиков.

Летом японцы предъявили претензии советской стороне: на каком основании граждане страны участвуют в боевых действиях без объявлении войны. Нарком иностранных дел Литвинов заявил,что наших военных в Китае нет, а воюют недобитые белогвардейцы, и за них советское правительство ответственности не несёт. Заявление Литвинова напечатали во всех центральных газетах. Оно ставило нас вне закона и было болезненным. (Китайское правительство платило нам большие деньги - 500 долларов.Фирменный костюм стоил три доллара. Обед здесь в ресторане - десять центов. Новая машина "Форд" - 400 долларов) Мы себя наёмниками не считали, и ехали в Китай не ради денег. Мы возмутились таким заявлением. Информация об этом дошла куда нужно. Вскоре нас вызвали в посольство, где сообщили, что слова Литвинова - это маскировка и дипломатия, все обязательства остаются в силе. Это нас успокоило.
В полёт на И-15.  фото: картинки  яндекса.
В полёт на И-15. фото: картинки яндекса.

Командировка приближалась к завершению. Однажды, мы вылетели на перехват группы японских бомбардировщиков, и потрепали их сильно. Сбили уже пять чужих машин. А у меня тут мотор перегрелся - стрелки все в красном секторе. Необходимо было в одиночку уходить на свой аэродром. На обратном пути, над оккупированной японцами территорией, столкнулся с пятнадцатью вражескими истребителями И-96. И пришлось принимать бой. Мотор пока тянул, и я навязал маневры на вертикалях. К тому же у меня пушка, а противников - пулемёты винтовочного калибра. Понимал, конечно, что шансов отбиться от такой оравы совсем мало. Поначалу здорово везло - подбил четверых. Но вскоре длинная очередь прошла через фюзеляж и спасла только бронеспинка. Был серьёзно ранен и высота более четырёх тысяч метров. Вышел из боя крутым пикированием, потом успел проскочить сквозь какое-то горное ущелье. Сажаю самолёт на "брюхо". Удар , скольжение, в лицо - песок. С трудом выбрался из кабины ,перед глазами всё плывет. Успел сделать перевязку.

Добрался до скалы и отключился. Когда очнулся, то вокруг уже местные жители собрались - видели воздушный бой и мою "вынужденную". Я уже плохо соображал. В голове сидело,что на оккупированной территории нахожусь и в плен нипочем не сдамся. Достал пистолет, собрался дуло к виску приподнять. Смотрю, из толпы людей продирается человек в военной форме и на фуражке восьмиконечная китайская звезда. Тут поверил,что спасен.

Японские войска в Китае.  фото: картинки  яндекса.
Японские войска в Китае. фото: картинки яндекса.

Остальное помню плохо. Китайские товарищи вынесли меня из глубокого японского тыла на бамбуковых носилках по тайным горным тропам, мимо японских постов. Лечили меня потом в американском госпитале в Ханькоу. Запястье руки после ранения осталось нерабочим, и приходилось летать потом привязывая ладонь к сектору газа. Ну ,а медкомиссию удалось обмануть, и после Китая пришлось мне воевать и на Халхин-Голе, и в Великую Отечественную.

По официальным данным, из Китая не вернулось около двухсот советских летчиков. Но я этим данным не верю. В нашей группе, из семидесяти пилотов вернулись на Родину только четверо. И в других группах потери были ещё выше. Все наши павшие остались там, в Китае."
Памятник советским лётчикам в Ухане.  фото: картинки  яндекса.
Памятник советским лётчикам в Ухане. фото: картинки яндекса.

* * *
Вот такая она была - "Неизвестная война", глазами лётчика. Памятный мемориал стоит в китайском городе Нанкин. И в ставшем знаменитом за последние два года, городе Ухань - тоже стоит памятник советским лётчикам!