Найти в Дзене

КРАТКОСТЬ В ПРОЗЕ: ЗА И ПРОТИВ

«Краткость – сестра таланта», – говорил А. П. Чехов и в своем творчестве неукоснительно следовал этому правилу, сочиняя небольшие, лаконичные, но эффектные с художественной точки зрения произведения. В наше время совет классика звучит почти как лозунг: многие современные писатели и копирайтеры стараются максимально упростить текст (чтобы не слишком напрягать читателя) и развлечь его незамысловатой лексикой.

Один из самых популярных бестселлеров последних лет – пособие по копирайтингу «Пиши, сокращай», которое своим названием побуждает авторов уменьшать объем текстов. И хотя в этом произведении речь идет не о мастерах художественного слова, а о копирайтерах, тем не менее, указанная тенденция захватывает современную прозу с устрашающей скоростью.

С одной стороны, краткость в прозе делает ее доступной для всех читателей, поэтому неудивительно, что многие классики охотно ограничивались небольшими фразами, короткими репликами для персонажей и сжатой формой повествования. Из иностранных авторов лучше всего небольшие произведения удавались американскому писателю О. Генри, который в этом отношении может конкурировать с А. П. Чеховым.

Не секрет, что почти все читатели предпочитают короткие фразы – длинным и небольшие главы – объемным, в то время как пространные рассуждения авторов в духе Л. Н. Толстого и И. А. Гончарова могут отпугнуть. С другой стороны, автор, который пишет кратко, особенно заботится о выразительности лексики, динамичном сюжете, эффектной развязке. Ограниченный объем вынуждает его укладывать свои творческие задумки в узкие рамки повествования, которое при грамотном подходе производит на читателя сильное впечатление.

Однако у небольших по объему произведений есть один существенный недостаток: они не раскрывают в полной мере внутреннего мира персонажей и сильно ограничивают воображение автора. В то время как у писателей, сочиняющих большие романы, развязаны руки, и они могут себе позволить такую роскошь, как подробное изображение характера героя, его мыслей, чувств, тайных мечтаний и др. Но не всякий читатель готов это читать, хотя настоящий книголюб и тонкий ценитель хорошей литературы, конечно, по достоинству оценит труд и талант автора.

История художественной литературы доказывает, что золотая классика – это, в первую очередь, большая проза (при всем уважении к мастерам коротких рассказов, разумеется). Поэтому авторам, желающим преуспеть на литературном поприще, лучше ориентироваться на кирпичи Ф. М. Достоевского или И. А. Гончарова, чтобы впоследствии при необходимости было, что сокращать.