Найти в Дзене
Кирилл Вишнепольский

7500 загадок на ровном месте: откуда взялся и куда делся легендарный Майкопский курган?

Оглавление

Это самый странный клад в истории Европы! Тайна, миксующая цивилизации! Гость, взявшийся ниоткуда и канувший будто в никуда. Хотите, заработаем на этом миллион, нет, два?

«Зачем мне миллион?», — по-домашнему одетый мужчина лет 50-ти выглянул из-за ворот недоверчиво, будто я бхагавадгиту ему предлагаю.

Я ему: музей откроем, панораму, да что там — диораму! А он мне — спасибо, хорошего вам дня. И закрыл ворота.

Здесь и далее городская съемка: ноябрь 2021 года.
Здесь и далее городская съемка: ноябрь 2021 года.

На улице Подгорной в городе Майкопе вечерело. Где-то за облаками заходило солнце. Только его, кажется, и было слышно здесь. Я посмотрел себе под ноги. Эй, инопланетяне — вы там как?

Когда-то прямо вот здесь, где я стою, был таинственный курган высотой в 10 с лишним метров и диаметром в 100 метров. Местные дали ему имя Ошад. Летом 1897 года петербургский профессор Николай Веселовский начал копать тут траншеи, чтобы прояснить тайну кургана — и с тех пор загадки Ошада только множатся.

Бляшка, лев, идущий вправо, золото, длина 6 см. IV тыс. до н.э., Майкопский курган. Лев, кстати — символическое животное богини Иштар. © Эрмитаж, Петербург
Бляшка, лев, идущий вправо, золото, длина 6 см. IV тыс. до н.э., Майкопский курган. Лев, кстати — символическое животное богини Иштар. © Эрмитаж, Петербург

Похоронен в серебре

В главной могильной камере на правом боку лежал мужчина, костяк его. Покойник был засыпан не столько красной охрой (хотя и той было немало), сколько драгоценностями: золотые бляшки в виде львов и быков, кольца, бусы (тысячи бусин!), серьги, диадемы...

Рядом нашли булаву из полированного камня неизвестного происхождения, инкрустированную золотом — явный знак власти.

Навершие булавы, золото, камень. IV тыс. до н.э., Майкопский курган.  © Эрмитаж, Петербург
Навершие булавы, золото, камень. IV тыс. до н.э., Майкопский курган. © Эрмитаж, Петербург

Косвенным знаком могли быть две женщины, лежавшие тут же, в камерах поменьше: одна в окружении медной посуды, другая — керамической. Ученые думают, что это жены или служанки (или жена плюс служанка), которых принудительно отправили в загробное путешествие вместе с главным героем.

Герой, между тем, взял с собой посуду получше. У восточной стены его камеры стояли 16 сосудов — два золотых и 14 (!) серебряных, тончайшей художественной работы. Всего же из кургана достали более 7500 (!) предметов. 3 кг золота!

И, что важнее — 5,5 кг серебра! «Для той эпохи, которой мы датируем эту находку, такое количество серебра — это некий феномен. Ни в одном месте Евразии не найдено ничего подобного», — рассказывает на экскурсии в Бриллиантовой кладовой замзав отдела археологии Восточной Европы Эрмитажа Юрий Юрьевич Пиотровский.

Что за эпоха? После полутора веков исследований, включая радиоуглеродные, Эрмитаж настаивает: это середина IV тысячелетия до нашей эры. Я еще не утомил вас восклицательными знаками? Тогда вот: 55 веков назад!

Майкоп и сейчас-то городок не из пышных. Всего 140 тыс. жителей, хоть и столица целой республики Адыгея. Вот, посмотрите, кто интересуется — фоторепортаж из окна моего автомобиля, 8 кадров в карусели.

А пять с половиной тысяч лет назад здесь не было ровным счетом ни-че-го. Никакой цивилизации. Невысокие, но все же горы (= мало плодородной ровной земли). До ближайшего моря — 150 км через перевалы. Изящные серебряные кувшины с многофигурной чеканкой? Их будто ветром сюда занесло.

«Предпосылок для внезапного возникновения такого мастерства мы не находим, — говорит Пиотровский. — Мы даже не находим мест, где бы эти люди плавили металл».

То есть, это кто-то нездешний? Но откуда?

Добро пожаловать, шумеры

На одном из серебряных кувшинчиков отчеканенные быки шествуют по кругу на фоне подозрительно подробного горного пейзажа.

Сосуд с пейзажем, серебро, литье, высота 9,6 см. IV тыс. до н.э. Майкопский курган. © Эрмитаж, Петербург
Сосуд с пейзажем, серебро, литье, высота 9,6 см. IV тыс. до н.э. Майкопский курган. © Эрмитаж, Петербург

Здесь даже есть двуглавая вершина — Эльбрус, ты? Это линия горизонта Большого Кавказа? Исследователи истоптали километры горных троп, пытаясь определить, из какой точки будет открываться такой же вид. Тщетно.

А вот другая остроумная идея — сработала. На соседнем кувшине из кургана выбита процессия из басни: медведь, лошадь, лев и львица, два быка, горный козел, дикий баран и дикий кабан определенных видов, птицы.

Сосуд с розеткой-цветком на дне и процессией животных, серебро, высота 10,2 см. IV тыс. до н.э. Майкопский курган. © Эрмитаж, Петербург
Сосуд с розеткой-цветком на дне и процессией животных, серебро, высота 10,2 см. IV тыс. до н.э. Майкопский курган. © Эрмитаж, Петербург

А давайте посмотрим, где в древности водились все эти звери вместе? А давайте: Месопотамия и часть Ирана, определенно и без сомнений.

Месопотамия? Шумеры? Это, в целом, прекрасно — это центр мира. Это регион, где зародилась цивилизация. Исследователи даже нашли, где в определяемый период производили похожую керамику: культовый город Телль Хазна I в Северной Месопотамии, теперь там северо-восток Сирии.

Но от Сирии до наших негромких мест — 2100 км. Да и совпадения только частичные, в Телль Хазне так с металлом не работали.

Сосуд, серебро, высота 13,4 см. IV тыс. до н.э. Майкопский курган. © Эрмитаж, Петербург
Сосуд, серебро, высота 13,4 см. IV тыс. до н.э. Майкопский курган. © Эрмитаж, Петербург

Или вот еще один путь расследования: символика. Буквально все крупные предметы в Ошаде украшены цветками и розетками.

Это все так напоминает об Инанне-Иштар, центральном персонаже шумеро-аккадского пантеона.

Золотая лента с пятилепестковыми двойными цветками. IV тыс. до н.э. Майкопский курган. © Эрмитаж, Петербург
Золотая лента с пятилепестковыми двойными цветками. IV тыс. до н.э. Майкопский курган. © Эрмитаж, Петербург

Иштар служила богиней сразу и любви, и войны и плодородия. Интересно было устроено шумерское бытие.

«Пуаби», — шепотом подсказывают из партера иностранные исследователи. Что ж, я нашел в музее Университета Пенсильвании эту жрицу (царицу?) Пуаби, ранее проживавшую в легендарном шумерском городе Ур.

Посмертное убранство знатной дамы Пуаби с символикой Иштар. 2600-2450 гг. до н.э., Ур, Ирак. © Музей университета Пенсильвании, США
Посмертное убранство знатной дамы Пуаби с символикой Иштар. 2600-2450 гг. до н.э., Ур, Ирак. © Музей университета Пенсильвании, США

В самом деле похоже. Ленты, многолепестковые цветы Иштар... Видите цветистый нагрудник? В Эрмитаже предполагают, что ковер из бусин, которым был покрыт майкопский покойник — остатки такого же тяжеловесного украшения.

Но Пуаби похоронили около 2600 г. до н.э. — спустя тысячу лет после незнакомца из Ошада?

122 зал Эрмитажа, где выставлены находки из Майкопского кургана
122 зал Эрмитажа, где выставлены находки из Майкопского кургана

Золотые быки на пенном

Предметы лежат, расследование идет. И вот вам последние новости. Рядом с майкопским костяком полтора века назад были найдены восемь полых стержней (112 см каждый), свернутых из листового серебра. Четыре из них — с золотыми наконечниками.

Флагштоки? Детали мудреного балдахина?

Иллюстрация из статьи свежего номера журнала Antiquity, Великобритания
Иллюстрация из статьи свежего номера журнала Antiquity, Великобритания

Новые методы исследований позволили определить на внутренних стенках остатки растительного сырья, то ли еды, то ли напитка. И теперь, представьте себе, это не флагштоки, а соломинки для питья.

Четыре увесистых литых бычка из золота и серебра с дырками в туловищах — украшения этих «соломинок».

А золотые наконечники, полтора века бередившие фантазии ученых — это мундштуки, как для кальяна. Был на Древнем Востоке такой обычай — совместно распивать нечто (пиво?) через длинные трубочки.

Хотя что для нас, майкопцев, есть слово «древний»? Самые старые трубочки такого рода из Месопотамии — это середина II тыс. до н.э., спустя два тысячелетия после наших.

Ошад — он будто повис в воздухе посреди истории. «В связи с Майкопским курганом мы вынуждены говорить о том, что большая часть вещей — единственная в своем роде и не имеет прямых аналогий», — аккуратно уточняет формулировку Юрий Пиотровский из Эрмитажа.

Низка бус (29 бусин), золото. Золотые кольца, нанизанные друг на друга, с подвеской из сердолика в виде стилизованной мухи.  IV тыс. до н.э. Майкопский курган. © Эрмитаж, Петербург
Низка бус (29 бусин), золото. Золотые кольца, нанизанные друг на друга, с подвеской из сердолика в виде стилизованной мухи. IV тыс. до н.э. Майкопский курган. © Эрмитаж, Петербург

Довольно непродолжительное время (то ли 400, то ли 800 лет) после постройки Ошада существовала т.н. «Майкопская археологическая культура». В узкой полосе от Таманского полуострова (Краснодарский край) до Дагестана найдены могильники с похожим инвентарем.

Сейчас, например, копают курган в Кабардино-Балкарии, вот фотографии с сайта Института археологии РАН.

Но замечательных серебряных сосудов в этих захоронениях уже не было — только их точные глиняные копии. И украшения питьевых соломинок стали как-то попроще.

Вот, посмотрите на бычка «майкопского типа» из станицы Старомышастовской.

Фигурка рогатого животного с отверстием в спине, серебро, высота 2,5 см. III тыс. до н.э,, Старомышастовский клад. © Эрмитаж, Петербург
Фигурка рогатого животного с отверстием в спине, серебро, высота 2,5 см. III тыс. до н.э,, Старомышастовский клад. © Эрмитаж, Петербург

Будто кто-то яркий однажды явился сюда из-за гор и так впечатлил немногочисленное местное население, что оно копировало быт и достижения Гостя еще не одно столетие.

Загадка? Тайна!

Вы знаете, я же бывший мальчик — то есть, поклонник приключенческой литературы и всякого такого. Впитал кровь Индианы Джонса с молоком Лары Крофт. А тут такая история!

Я даже поехал посмотреть на места, где она — как-то, с участием кого-то, когда-то — проходила. Мол, что там теперь.

-18

Монумент неизвестному Гостю

Ничего там теперь, что напоминало бы о Ларе Крофт. Еще в начале XX века остатки кургана разровняли, поверх поселились люди. В 1972-м здесь поставили скромный памятник кургану (памятник кургану :-) оцените, какой постмодернизм).

Работавший над монументом художник отдал дань почтения бывшему здесь покойнику. Но учел и сомнения ученых относительно его происхождения — поэтому изобразил Гостя сразу инопланетянином.

Цветов у подножия монумента нет.

Но я же читал «Основы маркетинга» Филиппа Котлера! Ничего — это хорошо, ничего — это возможность. Сами находки Эрмитаж, положим, не отдаст, да и правильно — пусть изучают их самыми передовыми методами (в конце концов, где генетический анализ костных останков из кургана?).

Но можно ведь открыть магазин ювелирных копий загадочных находок! А к нему — 5d-кинотеатр с фильмом об Ошаде. И реконструкцию могилы! Туристы будут автобусами ездить, двухэтажными.

Возродим традицию шествия зверей вокруг горы! Зверей будут играть старшеклассники и военнослужащие.

Сделаем ресторан с круговым распитием! Контактный зоопарк месопотамских животных! Союзное государство Адыгеи и Сирии!...

-21

Я бродил вокруг памятника, размахивал руками и подсчитывал барыши. На шум выглянул хозяин дома, который стоит на бывшем кургане. Знакомиться не стал. Мой бизнес-план отверг прямо с буквы «Б»...

Зато дед, сидевший на стуле у своего дома метрах в ста от памятника, со всем согласен. Деду скучно сидеть тут одному. Нужно все открыть, да. Но кто ж разрешит, говорит дед.

-22

Я еще раз посмотрел себе под ноги, на прощание. В конце концов, наука движется. Ученые уже ловят в земле в точках древних захоронений обрывки человеческих ДНК. И учатся их склеивать.

Однажды научатся. Тогда мы просеем этот котлован по песчинке и выясним, кто ты такой — майкопский незнакомец из ниоткуда.

Бляшка, лев, идущий влево, золото, длина 6 см. IV тыс. до н.э., Майкопский курган. © Эрмитаж, Петербург
Бляшка, лев, идущий влево, золото, длина 6 см. IV тыс. до н.э., Майкопский курган. © Эрмитаж, Петербург