Быть знаменитым некрасиво.
Не это подымает ввысь.
Не надо заводить архива,
Над рукописями трястись.
Цель творчества — самоотдача,
А не шумиха, не успех.
Позорно, ничего не знача,
Быть притчей на устах у всех.
Но надо жить без самозванства,
Так жить, чтобы в конце концов
Привлечь к себе любовь пространства,
Услышать будущего зов.
И надо оставлять пробелы
В судьбе, а не среди бумаг,
Места и главы жизни целой
Отчеркивая на полях.
И окунаться в неизвестность,
И прятать в ней свои шаги,
Как прячется в тумане местность,
Когда в ней не видать ни зги.
Другие по живому следу
Пройдут твой путь за пядью пядь,
Но пораженья от победы
Ты сам не должен отличать.
И должен ни единой долькой
Не отступаться от лица,
Но быть живым, живым и только,
Живым и только до конца.
К моменту написания стихотоврения “Быть знаменитым некрасиво…” (1956) поэт в самом эпицентре проблем, начавшихся в его жизни после начала работы над романом "Доктор Живаго", вышедшим за границей с 1946 года и запрещенным в СССР.
Не зря в финале стихотворения звучит это знаменитое требование Пастернака быть "живым" - отсылка-аллюзия к его столь выстраданному герою Юрию Живаго, символизирующему в романе именно живую, чувствительную, искреннюю душу. Понятие "жизни" как честности своего духовного лика, как противостояния "фарисейству" очень ценно для Пастернака.
Этот призыв быть "живым" перекликается со строчками из стихотворения доктора Живаго:
Я один. Все тонет в фарисействе.
Жизнь прожить - не поле перейти.
То есть быть живым, прожить "жизнь" по-настоящему (а не просто как поле перейти) - это быть не-фарисеем, то есть не лицемерить и не отступать от голоса сердца. Это путь внутренней душевной борьбы за истину и в этом смысле путь Христа, производящийся душою, о чем и сам роман, и цикл стихов доктора Живаго.
Поэт еще не знает, но через 2 года, в 1958 году за этот нашумевший во всем мире, кроме Родины, роман писателю присудят Нобелевскую премию. Однако автор решит от награды отказаться, ведь президиум ЦК КПСС не признает этой западной награды и назовет произведение клеветническим, враждебным социализму. И хотя до этого Пастернак был широко признанным в СССР писателем, теперь его исключат из Союза писателей и начнется не просто более напряженная жизнь, а настоящая общественная травля на его роман, который большинство его современников даже не утрудятся прочитать, прежде чем критиковать.
Именно в период работы над романом поэт, скорее всего, хорошо прочувствовал, что бывает такое - когда невозможно отличить "пораженье от победы". И лучше иметь поражение среди глупцов-конформистов, зато победу в глазах своего истинного творческого я. Ведь только это истинное зерно души имеет цену, и рано или поздно оно обязательно будет оценено теми, кто сам имеет в себе потребность чувствовать истину. И нет смысла желать быть признанным теми, кто вовсе не ищет истину, а просто подстраивается под общественное мнение в целях своей личной выгоды.