Нет, иронию я бы точно казнил, особенно ту, что с приставкой "само".
Когда-то я думал, что это глупость примитивного ума - считать иронию или самоиронию обязательным качеством человека, как писали и пишут, наверное, до сих пор, в анкетах знакомств на сайтах: "и чтобы обязательно у него было чувство иронии". А теперь думаю, что этот "лайфхак" хакнул таки умы вполне взрослых людей окончательно. Есть ирония или нет, это совершенно необязательно для глубины и притягательности человека - главное, помимо прочего, может ли он улыбаться и смеяться чисто, как ребенок, а не в снобистско-насмешливой позе и хитротраханно кривить улыбку, типа, гляньте, какой я мол, ироничный, как ядовито-тонко могу тут кое-что заметить и как я красиво при этом выгляжу в глазах других.
К слову, иронии нет ни у Достоевского ни у Гоголя, у них есть сарказм, гротеск и именно что тот открытый и беззащитный чистый юмор и смех, языческий и детский, открытый, со слезами чистой радости. Посмотри как человек смеётся - и сразу поймёшь что это за человек. Если смех сальный, грубый и издевательский, то он всегда не открытый, он всегда как бы: посмотрите, я смеюсь вот над этим дураком, посмотрите на меня, как я классноии тонко его опустил.
А есть смех первозданный, безудержный и беззащитный, совершенно добрый и очищающий, как в повести о Фоме Фомиче Опискине или у Гоголя, когда помещик Петух кормит гостя расстегаями. Первый от той самой типа иронии ( то есть когда смеёшься над кем-то, чтобы принизить его, неважно над кем-то или над собой, но именно что принизить, хоть даже и самого себя), а второй смех - как в раю, от него только лучше и чище становится, даже у того над кем смеются, возникает катарсис - потому что этот смех от любви а не от попытки закрыть свои недостатки или самовыделиться. На этом все хорошие комедии в кино строятся.
А сколько вот пустопорожних книг у нас сегодня, в которых, когда о них пишут критики или говорят сами авторы: "спасает ирония". Да ни хрена она не спасает и не вытягивает, а только топит! Когда прикрыться нечем пустому банальному человеку, так он и прикрывается обычно иронией.
Ирония в чистом виде, то есть идущая от простоты и доброты, была разве что только у Чехова, но и там это было тоже прикрытие самого себя: типа, не могу я рефлексировать и раскрываться до конца, неудобно мне как бы терять свое интеллигентное лицо - поэтому вот и пожалуйте-с иронию.
Да и сам Чехов говорил (про свои ранние рассказы от лица Чехонте), что одного юмора мало, только в драме раскрывается суть жизни. А то, что он назвал свои пьесы комедиями - по той же чисто чеховской причине: не открываться прилюдно, потому что это больно и тяжело для воспитанного человека. Но Чехов ладно, можно сказать, исключение, да и то в моей интерпретации. Вопрос: найдите хоть одну ироничную страницу, да хоть буковку одну ироничную или самоироничную у Толстого?
Послушайте, я не говорю об иронии как защитной реакции в обычном быту, это нормально когда человек с помощью шутки, не всегда удачной, так защищается от грязи и всякой херни, что есть в нашей жизни. И у писателей некоторых неплохих ирония есть в книгах по этой же причине.
Но проповедовать то зачем с маниакальным упорством, что ирония и самоирония обязательные скрепы в жизни и в искусстве? Зачем этот бред. Ну так что, у Толстого отыскали иронию?