Как государство, возникшее в аккурат на границе между Европой и Азией, Речь Посполитая с охотой впитывала культурные веяния отовсюду, создавая свой уникальный и неповторимый стиль, особенно в одежде, где воедино слились польские, литовские, русские, татарские и еврейские традиции, а их наиболее ярким материальным воплощением стал жупан - вид кафтана, одинаково любимый и поляками, и казаками.
Что же представлял из себя жупан, столь одинаково любимый по всей Восточной Европе, народами, порой крайне агрессивно относившимися друг к другу? Жупан - это однобортный кафтан с невысоким стоячим воротником и лацканами, расширявшийся книзу за счет вставных клиньев ткани. Жупан отличали большая длина (ниже колен, а в отдельных случаях - до щиколоток), наличие пуговиц из крученного шнура или литых из свинца и латуни, а также рукава, широкие у плеча и суживающиеся к запястью.
Для пошива жупана часто использовалось сукно-каразея — простая шерстяная ткань в косую нитку с ворсом, но в дело шло и обычное домотканое сукно, иногда турецкое сукно-габа и другие ткани, в зависимости от финансов и вкуса хозяина. Наиболее дорогие жупаны зачастую шились из дорогих сукон или привозной киндячной (хлопковой) ткани. Материал клиньев, с помощью которых жупан расширялся и подгонялся по фигуре, также зависели от вкуса и состояния финансов хозяина, встречались оригиналы, подбивавшие свои жупаны парчой или натуральным шелком. Благодаря отличному крою и эстетичному внешнему виду, впитавшему в себя лучшие качества польского кафтана и татарско-ногайского башмета, жупан широко распространился по всей Восточной Европе, а попав в XVI веке в Россию, он обзавелся еще двумя разновидностями - зипуном и сермягой.
Жупан завоевал всеобщую популярность, со временем превратившись из просто верхней в символ власти, обозначавший хозяина жизни, шляхтича или казака (тот, кто в этом сомневался, мог познакомиться поближе с тяжелым наджаком или острой саблей). Как символ власти и богатства жупан благополучно дожил до конца XVIII века, когда после ликвидации Речи Посполитой ее земли подверглись стремительной вестернизации, оставившей за бортом старые традиции и обычаи, но его простонародные братья сермяга и зипун дошли до второй половины ХХ века.