Найти тему
НУАР-NOIR

Легкомысленные ужасы для сити-мифа

-2

Давным-давно, когда в моде были «молодёжные ужастики», на экраны вышла вторая часть «Городских легенд». Мало того, что она имела подзаголовок – «Последний отрезок», так ещё именно благодаря этому многие зрители узнали о факте существования первой части (без всяких подзаголовков).

В те времена были такие парадоксы. Например, отечественные прокатчики вначале могли показать «Хроники Риддика», а лишь затем озадачиться тем, что зрителя надо бы познакомить с «Чёрной дырой». Хотя в этой ситуации более уместно говорить об «эффекте терминатора», когда продолжение оказалось удачнее начала истории.

В данном случае фильм даже номинировали на несколько премий по части триллеров и фильмов ужасов. Причина удачности этой кинокартины кроется в том, что она проникнута внутренней самоиронией. Например, первая треть и финал ленты и вовсе балансируют на уровне пародии.

Не геговой в стиле «Очень страшного кино», а осмысленной. Конечно, до умного юмора братьев Коэнов не дотягивает, но местами очень неплохо. Это можно трактовать через построение сюжета. Учитывая успех испанского триллера «Дипломная работа» (1996), было решено сделать «кино о кино», то есть вызвать у зрителя состояние «особой рефлексии».

В «Последнем отрезке»: кино – это и субъект, и объект, и сторонний эффект. Рассказ о съемках фильмов ужасов и триллеров, кои известны огромным количеством «штампов», дает повод для множества комичных ситуаций. Чего только стоят надрывно кричащие блондинки, что из некого условного образа со временем превратилось в особое амплуа.

Кадр из фильма «Городские легенды 2. Последний отрезок» (2000)
Кадр из фильма «Городские легенды 2. Последний отрезок» (2000)

А дабы вы не заскучали и «взгляду было веселей», дело происходит на факультете кинематографии, что делает оправданным наличие значительного количества молодых и привлекательных девиц. Однако злодеяния происходят не в кампусе, как обычно это нам демонстрируют в подобного рода фильмах, а на импровизированных съемочных площадках, где делают дипломные проекты.

Кадр из фильма «Городские легенды 2. Последний отрезок» (2000)
Кадр из фильма «Городские легенды 2. Последний отрезок» (2000)

Именно смесь иронии и мрака позволяет не обращать внимания на то, что относиться всерьез к серийным преступлениям в духе «городских легенд» никто никогда не будет. А тут маньяк явно любитель кино. Ну что с него взять? Отсюда и любовь ко всякого рода эффектам.

Кадр из фильма «Городские легенды 2. Последний отрезок» (2000)
Кадр из фильма «Городские легенды 2. Последний отрезок» (2000)

Некоторые моменты выглядят просто филигранно забавными. Чего только стоит наличие маски уже на лице с маской, дабы героиня не догадалась, что это не розыгрыш, а действительное покушение. Или поиск настоящего (то есть стреляющего) пистолета в куче муляжей, которые упали со стенда (явная отсылка к «Отчаянному» Родригеса).

Кадр из фильма «Городские легенды 2. Последний отрезок» (2000)
Кадр из фильма «Городские легенды 2. Последний отрезок» (2000)

На счет аллюзий. Оных в кинокартине великое множество. Что-то подано намёком, например, в виде афиши «Печати зла». Что-то упоминается вслух, в частности, «Американская ночь». В некоторых моментах вас даже попытаются снабдить информацией относительно теории мрачного кино. В итоге имеем идеальный фильм для просмотра на выходных.