Найти в Дзене
Mitya

Психические явления

Исследования по парапсихологии отражают то, что может произойти, когда эго на мгновение выходит за пределы (трансцендирует). Кратковременный контакт с миром за пределами личного оставляет эго озадаченным. Телепатия, например, необъяснима с точки зрения представления эго о «реальности». Границы личного Я временно прерываются, чтобы позволить контакт с чем-то вне «я», что не может быть им охвачено. Когда этот контакт прекращается, границы восстанавливаются назад. Тут не происходит эволюции «я» как результата этого опыта. Контакт с явлениями и восприятиями вне «обычной реальности» осуществляется путем приостановки, хотя бы на мгновение, обычного «я-сознания». Некоторые «медиумы» даже находятся без сознания в то время, когда они передают информацию из состояния, подобного трансу. Это состояние «экстаза», как мы определили его ранее. По сути, это какой-то бред. Когда обычное бодрствующее сознание останавливается, обычная фильтрация сенсорных данных прекращается. Когда ввод больше не подверг

Исследования по парапсихологии отражают то, что может произойти, когда эго на мгновение выходит за пределы (трансцендирует). Кратковременный контакт с миром за пределами личного оставляет эго озадаченным. Телепатия, например, необъяснима с точки зрения представления эго о «реальности». Границы личного Я временно прерываются, чтобы позволить контакт с чем-то вне «я», что не может быть им охвачено. Когда этот контакт прекращается, границы восстанавливаются назад. Тут не происходит эволюции «я» как результата этого опыта. Контакт с явлениями и восприятиями вне «обычной реальности» осуществляется путем приостановки, хотя бы на мгновение, обычного «я-сознания». Некоторые «медиумы» даже находятся без сознания в то время, когда они передают информацию из состояния, подобного трансу. Это состояние «экстаза», как мы определили его ранее. По сути, это какой-то бред. Когда обычное бодрствующее сознание останавливается, обычная фильтрация сенсорных данных прекращается. Когда ввод больше не подвергается «цензуре» для поддержания предопределенной «реальности», манас открыт для гораздо большего количества информации. Глубинная основа примитивного сознания, читта, становится видимой. Инстинктивные подпорки ума играют более свободно. Коллективное бессознательное Юнга подключается к манасу.

Но этот глубинный бассейн, согласно психологии йоги, открыт для влияний, которые были заблокированы эго-сознанием. Смешение энергий, «психической праны» здесь более расплывчато и глобально. Индивидуальность на этом уровне дискретно не очерчена. Это изначальный бассейн, из которого дифференцировался индивидуальный ум. На этом уровне есть доступ к информации за пределами поля сознания эго. Это слияние недифференцированного сознания, которое позволяет матери «осознавать» потребности ребенка, что позволяет проявляться «экстрасенсорному восприятию» того вида, который обычно наблюдается. Этот вид «телепатии» в терминах йоги называется «инстинктивной телепатией» или «психическим опытом». Его основа примитивна. Это не результат высокодифференцированного и развитого сознания.

Из-за того, что ощущение своего Я не было постепенно расширено, чтобы получить доступ к этому контакту, личное сознание все еще в значительной степени неизвестно. Содержащийся в нем материал не интегрирован, и импульсы и тенденции, которые он создает, продолжают действовать вне сознания. По этой причине «информация» от тех, кто сообщает о «психическом опыте», как известно ненадежна, даже если она искренна и честна. Имеется большая примесь искажающих влияний со стороны их личного бессознательного. Пророчества экстрасенса иногда могут быть сенсационно точными, но часто они смущающе ошибочны. По этой причине в исследованиях по телепатии и ясновидению положительные результаты обычно можно установить только с помощью статистических исследований. Даже у самых успешных испытуемых бывает достаточно неудач, чтобы поставить под сомнение их способности, так что, как правило, необходима экспериментальная оценка, чтобы однозначно установить, что дело не только в случайности.

Нетрудно понять, почему психотики иногда сообщают о «психических» переживаниях. Их хрупкое чувство "ощущения своего Я" приводит к внезапным — и часто нежелательным — контактам с областями, выходящими за рамки личного. Например, пациент, установивший очень близкие отношения со своим терапевтом, может начать демонстрировать сверхнормальную чувствительность к внутренним состояниям терапевта. Иногда он может даже быть в состоянии правильно описать мысли, проходящие в уме терапевта. Однако столь же часто его представление о том, о чем думает другой, совершенно ошибочны и явно связаны с проецированием его собственных мыслей и чувств. Его восприятия можно назвать психическими или экстрасенсорными, но они контрастируют с высшим надличностным осознанием, оставаясь загрязненными окраской его собственного неинтегрированного личного бессознательного.

Временами психотик возвращается к своего рода полной идентификации со своими сенсорными впечатлениями, которая характеризует младенца, имеющего очень мало ощущения своего Я, чтобы помешать ему стать единым с объектами своего восприятия. Можно сказать, что у психотика «плохое понимание реальности», имея в виду, что его способность производить обычный отбор стимулов, создающих обычную «реальность», не развита. Его способность настраивать сенсорный сканер и выбирать стимулы, создающие культурно приемлемую интерпретацию внешнего мира, слаба. Без такого преднамеренного отбора и наблюдения он, скорее всего, получит данные, которые другие люди не замечают. На экране манаса может появиться информация, которая обычно удаляется.

Вероятно, это произойдет, поскольку его фокусировка на объекте или другом человеке очень сильна; его чувство единства с другими может позволить ему на мгновение открыть каналы, которые обычно остаются закрытыми. С точки зрения йоговской психологии явление, которое происходит в обычных случаях экстрасенсорного восприятия, включает такого рода смешение манаса с объектом, на котором он интенсивно сфокусирован, или с манасом другого, с которым он связан.

Хотя психотик может столкнуться с такими психическими восприятиями во время резкого перехода от одной массивной идентификации к другой, он плохо приспособлен для извлечения пользы из такой информации. Его реальная потребность заключается в развитии и интеграции на самых базовых уровнях, которые обеспечат ему основу, с которой он сможет постепенно возобновить свою личную эволюцию. Он должен пройти через уровень обычного эго, прежде чем он сможет начать исследовать действительно надличностные уровни сознания и контакта.

В йоге традиционно считается, что когда посредством внутренней дисциплины человек учится выходить с полным осознанием и контролем за пределы личной реальности обычного эго, он может видеть со стороны перспективы, которая больше не ограничена временем, пространством и причинными связями. Они рассматриваются как просто навязанные самим себе формы, благодаря которым человек «включен предчувствовать и постигать относительные ощущения». Когда конструкции, формирующие обычную реальность, больше не ограничивают взгляд, говорят, что становится доступным осознание событий, происходящих в других пространственно-временных контекстах. Но точное восприятие какого-либо будущего события, например, когда оно непроизвольно и не является результатом такого систематического овладения высшим сознанием, не считается заслуживающим большого внимания. «Экстрасенсорное восприятие», возникающее в виде непроизвольного переполнения сознания, не очень ценится в контексте йогического обучения. Однако это представляет мимолетный интерес, так как указывает на то, что человек начинает открывать для себя новые области осознания, подобно тому, как беглый взгляд на иллюстрацию при перелистывании книги может означать, что человек нашел текст по интересующей его теме. Но такой беглый взгляд не заменит систематического прочтения и изучения всей работы. В традициях йоги любое «сверхъестественное» явление или «сила», действующие вне контроля, считаются по существу бесполезными и потенциально пустой тратой времени. Сосредоточение на ней своего внимания и энергии может стать серьезным препятствием для дальнейшего движения по пути роста и эволюции.