ОБОЛОЧКА БЛАЖЕНСТВА
«Совершенно отличной от этой интеллектуальной оболочки, состоящей из понимания, внутри нее является оболочка, состоящая из блаженства. Эта оболочка заключена в интеллектуальную оболочку и имеет ту же форму. Одно наполняется другим. Первая имеет подобие человека, и поскольку она имеет подобие человека, то вторая следует за ней и сама принимает подобие человека».
Тайттирия Упанишада, II. 5
В предыдущих главах мы видели, как современная психология делает акцент на вербально ориентированных понятиях. Как можно распространить наблюдение и контроль за пределы этой области, на исследование других «состояний сознания»? Если область исследования лежит за пределами вербального, то ясно, что наш подход не может основываться на дискурсе и обсуждении. Это также не может быть результатом сообщений от других. Она обязательно должна основываться на личном опыте. Каждый из нас должен провести собственное внутреннее исследование.
Но исследование чего? Сразу напрашиваются два направления. Один из них — контроль «непроизвольных» процессов, постоянная регуляция, происходящая за пределами нашего обычного бодрствующего сознания. Другое — это бессловесное состояние, в которое входит наше сознание во время глубокого сна без сновидений. Это границы внутреннего мира — земли, лежащие за привычной территорией слов и мыслей. Недавно на Западе исследования биологической обратной связи забросили психологов на некоторые из этих неизведанных территорий. Контроль внутренних физиологических функций стал возможен в лаборатории. В процессе работы с биологической обратной связью субъекты обнаружили внутренние сигналы, бессловесные внутренние маневры, которые позволяют им взять под свой контроль то, что считалось невозможным. Тем временем чувствительное оборудование привело к более тщательным исследованиям многочисленных и загадочных миров сна — неизвестных пространств, в которые мы входим ночью, из которых возвращаемся без воспоминаний.
Когда ученые проникают в эти области, они с удивлением обнаруживают, что они не полностью неизведанны. На протяжении всего пути они находят свидетельства предыдущих исследователей. Восточные мудрецы — йоги, мастера дзэн и суфийские «мудрецы» — давно обратились внутрь себя, чтобы завоевать неведомый внутренний мир и прочно водрузить свои знамена на самых дальних и безмятежных берегах. Их дисциплины и их методы, которые раньше казались мистическими или причудливыми, начинают приобретать новое значение, оказывать новое влияние и актуальность.
Помимо таких повседневных явлений, как глубокий сон и регуляция внутренних органов, в современной психологии новый интерес и значение приобретают другие, казалось бы, несущественные вопросы, такие как контроль и фокусировка внимания. Теперь кажется, что каждая из этих областей имеет решающее значение для движения внутрь и сквозь внутренний мир. Ключи к покорению внутреннего пространства, кажется, всегда были под рукой.