По мере продвижения личной эволюции человек обнаруживает, что его сознание имеет больше общего с сознанием других, развивших себя. По мере того, как расширяется чувство «Я», личные определения "Я" увеличиваются, пока в конечном итоге они не начнут перекрываться. Тогда они становятся трансперсональными-надличностными.
Люди, функционирующие на уровне сенсорно-моторного ума (манаса), существуют в большей степени в состоянии несоответствия. Когда ум перескакивает с одного предмета на другой, картина впечатлений сильно отличается от одного человека к другому. На этом уровне человек сильно отличается от своего ближнего. Одного человека могут волновать сенсорные стимулы, связанные с сексом, другого — связанные с едой. Внимание каждого привлекается к этим желаниям совершенно отличными друг от друга путями. На этом уровне преобладает несоответствие, консенсус и согласие достигаются с трудом, обязательно путем компромисса, с присущими ему борьбой и конфликтом.
Но по мере того, как сознание расширяется, оно достигает уровней, где общего больше. С точки зрения психологии йоги, сознание развитого человека похоже на сознание другого человека, функционирующего на том же уровне, тогда как сознание двух людей, в которых доминирует манас, совершенно различно.
В высших состояниях сознания, описанных в йоге, опыт не только схож, но и поделен между каждым. Другими словами, мы можем думать об иерархии сознания как о пирамиде. У основания есть обширная территория, где существует разнообразие. Но, поднимаясь по разным уровням иерархии, мы начинаем приближаться к другим, которые походят на тот же ступенчатый стиль. На вершине пирамиды все пути должны сойтись, и обретаемые там сознание и перспектива идентичны. Это не «потеря сознания» и не возврат в недифференцированное состояние. С этой точки хорошо просматривается любая часть окружающего пространства.
Например, по мере преодоления эго-уровня я-ориентации и отбрасывания разнообразия, являющегося свойством этого уровня, начинают исчезать препятствия на пути к переживанию не-личностного, объемлющего сознания. Таким образом, высшее сознание переживается как «над» личностью, хотя личность остается нетронутой внизу, чтобы служить его инструментом. По этой причине те, кто достиг более высокого сознания, могут продолжать сильно отличаться друг от друга в своем внешнем поведении, даже если их лежащее в основе сознание стало идентичным. Это контрастирует с попыткой обрести идентичность путем изменения эго или более грубых аспектов личности. Социальный конформизм, единообразное поведение и однообразная одежда в некотором смысле являются полярными противоположностями единства, переживаемого посредством продвинутого осознания.