Я уже писал в связи с фантастическим боевиком «Чужие» Джэймса Кэмерона, что всякие «режиссёрские», «расширенные», «специальные» версии фильмов доказывают, что при монтаже в Голливуде действительно отрезают лишнее. Вставленные обратно в «полных» версиях картин эти дополнительные сцены, как правило, тормозят действие, сбивают темпо, ломают интригу.
Бывают, конечно, исключения. Одно из самых ярких – фильм «Бездна» того же Джэймса Кэмерона. В 1989-м году на его просмотр в кинотеатрах надо было потратить почти 2 с половиной часа. А в 1992-м году вышло специальное издание, в котором фильм удлинился ещё почти на полчаса.
Большинство из дополнительных сцен «Бездны» опять не представляли чего-то особо ценного – там необязательные кадры с телефонным разговором, сям – раздувшийся диалог. Но вот один увеличившийся по продолжительности эпизод действительно оказался важен и ещё больше подчёркивал антивоенную, пацифистскую даже направленность кэмероновской «Бездны».
В этом эпизоде, расположенном ближе к концу фильма, главный герой, бригадир нефтяников-глубоководников, оказывается «в гостях» у неизведанной цивилизации, скрывающейся в безднах океана. Обитатели глубин оказываются приветливыми и дружелюбными и демонстрируют, что умеют принимать телевизионные передачи человеков.
В театральной версии «пришельцы из бездны» на водном «телеэкране» показывали человеку его собственное прощальное текстовое послание жене. И, в общем-то, этим ограничиваются. В расширенной версии всё совсем не так. При помощи фрагментов телепередач подводные «инопланетяне» развёрнуто общаются с героем.
Сначала они показывают ему кадры с ядерными испытаниями посреди океана, тем самым давая понять, что боятся таких широкомасштабной войны со стороны человечества. Потом показывают архивные кадры из войн прошлого – Второй мировой, Вьетнамской, ещё каких-то, подтверждая, что страхи небеспочвены. И, наконец, показывают гостю, что происходит в данную минуту на поверхности.
А на поверхности, меж тем, всемирная паника. Подводные жители, умеющие управлять водой, гонят исполинские волны на некоторые земные объекты. Мы видим мост Золотые ворота, Статую Свободы, нью-йоркские небоскрёбы. Заодно показывают, что такой же «волновой» атаке подвергается советский военный порт (мы понимаем чей это порт не столько по форме моряков, сколько по нескольким русским репликам).
Удивительно, что эти зрелищные, впечатляющие сцены, которые гораздо лучше объясняют мотивацию подводного народа и делают весь эпизод более связанным, тоже вырезали из кинотеатральной версии. Видимо, посчитали слишком лобовыми и пафосными, потому и выкромсали. Но с ними «Бездна» смотрится, конечно, лучше.