Найти тему
КиноРаритет

В фильме Кэмерона «Бездна» были советские моряки и гигантские волны, но до кинотеатров они не добрались

Я уже писал в связи с фантастическим боевиком «Чужие» Джэймса Кэмерона, что всякие «режиссёрские», «расширенные», «специальные» версии фильмов доказывают, что при монтаже в Голливуде действительно отрезают лишнее. Вставленные обратно в «полных» версиях картин эти дополнительные сцены, как правило, тормозят действие, сбивают темпо, ломают интригу.

Бывают, конечно, исключения. Одно из самых ярких – фильм «Бездна» того же Джэймса Кэмерона. В 1989-м году на его просмотр в кинотеатрах надо было потратить почти 2 с половиной часа. А в 1992-м году вышло специальное издание, в котором фильм удлинился ещё почти на полчаса.

Эд Харрис в фантастическом фильме Джэймса Кэмерона «Бездна»
Эд Харрис в фантастическом фильме Джэймса Кэмерона «Бездна»

Большинство из дополнительных сцен «Бездны» опять не представляли чего-то особо ценного – там необязательные кадры с телефонным разговором, сям – раздувшийся диалог. Но вот один увеличившийся по продолжительности эпизод действительно оказался важен и ещё больше подчёркивал антивоенную, пацифистскую даже направленность кэмероновской «Бездны».

В этом эпизоде, расположенном ближе к концу фильма, главный герой, бригадир нефтяников-глубоководников, оказывается «в гостях» у неизведанной цивилизации, скрывающейся в безднах океана. Обитатели глубин оказываются приветливыми и дружелюбными и демонстрируют, что умеют принимать телевизионные передачи человеков.

Этого храброго репортёра зрители театральной версии «Бездны» не увидели
Этого храброго репортёра зрители театральной версии «Бездны» не увидели

В театральной версии «пришельцы из бездны» на водном «телеэкране» показывали человеку его собственное прощальное текстовое послание жене. И, в общем-то, этим ограничиваются. В расширенной версии всё совсем не так. При помощи фрагментов телепередач подводные «инопланетяне» развёрнуто общаются с героем.

Сначала они показывают ему кадры с ядерными испытаниями посреди океана, тем самым давая понять, что боятся таких широкомасштабной войны со стороны человечества. Потом показывают архивные кадры из войн прошлого – Второй мировой, Вьетнамской, ещё каких-то, подтверждая, что страхи небеспочвены. И, наконец, показывают гостю, что происходит в данную минуту на поверхности.

Сцены гигантскими волнами безжалостно вырезали из театральной версии «Бездны», несмотря на их зрелищность
Сцены гигантскими волнами безжалостно вырезали из театральной версии «Бездны», несмотря на их зрелищность

А на поверхности, меж тем, всемирная паника. Подводные жители, умеющие управлять водой, гонят исполинские волны на некоторые земные объекты. Мы видим мост Золотые ворота, Статую Свободы, нью-йоркские небоскрёбы. Заодно показывают, что такой же «волновой» атаке подвергается советский военный порт (мы понимаем чей это порт не столько по форме моряков, сколько по нескольким русским репликам).

В расширенной версии фильма «Бездна» мелькали даже советские моряки, выкрикивавшие пару фраз по-русски
В расширенной версии фильма «Бездна» мелькали даже советские моряки, выкрикивавшие пару фраз по-русски

Удивительно, что эти зрелищные, впечатляющие сцены, которые гораздо лучше объясняют мотивацию подводного народа и делают весь эпизод более связанным, тоже вырезали из кинотеатральной версии. Видимо, посчитали слишком лобовыми и пафосными, потому и выкромсали. Но с ними «Бездна» смотрится, конечно, лучше.