Ранее мы видели, как информация, поступающая в ум, высвечивается на экране, называемом «низшим умом» или манасом. Эта информация улавливается из внешнего мира органами чувств, которые служат своего рода сканирующим устройством. Однако многое отфильтровывается. Чувства настроены воспринимать только определенные стимулы, игнорируя другие, точно так же, как антенна радара настроена на улавливание только определенных сигналов из внешнего мира. Это защищает манас от переполнения, ограничивая количество и интенсивность поступающих данных. Но также существует процесс отбора. Некоторые входы выбираются, а другие игнорируются в соответствии с областью интереса, очерченной текущим самоопределением (ахамкара). На этом основании некоторые стимулы принимаются как «значимые» и интерпретируются таким образом, чтобы соответствовать «Я». Текущему понятию «реальности». Другие стимулы, которые не могут быть приспособлены и не служат целям «Я», отвергаются. Когда радар чувств направлен на внешний мир, то, как отбираются и фильтруются поступающие данные, в значительной степени определяет то, что присутствует в сознании в этот момент. Таким образом создается «бодрствующее сознание».
Есть еще один аспект этого механизма сканирования. Он не только может уменьшить количество желаемых входящих данных, но также может поворачиваться в разных направлениях, чтобы сосредоточиться на разных вещах. Привлекательная сцена может «захватить внимание». Интересный комментарий может заставить «навострить уши». Сканирующее устройство органов чувств поворачивается и склоняется, ориентируясь сначала в одном, а затем в другом направлении.
Это действие, которое, по крайней мере потенциально, может координироваться вышестоящими структурами. Однако не всегда это делается с той целеустремленностью и обдуманностью, что свидетельствует о координации сверху. Некоторые привычные способы сканирования окружающего мира являются просто результатом привычки. Хотя первоначально они были результатом инстинктивного побуждения или решения буддхи, благодаря повторению они стали выполняться почти автоматически. Например, у человека может быть привычка смотреть в окно во время завтрака, а не читать газету. Садясь в машину, он рассеянно крутит радио, пока не находит свою любимую программу. Один человек может по привычке посмотреть на одежду нового знакомого; другой замечает его позу или речь. Наш сенсорный сканер большую часть времени руководствуется привычкой и начинает работать почти автоматически. Таким образом, «сканирующие привычки» часто определяют содержание нашего бодрствующего сознания, изменяя его от момента к моменту. Они играют ключевую роль в формировании состояния ума. Несмотря на то, что такие привычки часто формировались случайно, без какой-либо особой причины или цели, они сохраняются, по сути, незамеченными, автоматически и бесцельно формируя и переформируя наше сознание от момента к моменту.
Но такие привычки сканирования влияют не только на мгновенное бодрствующее сознание. Содержание бессознательного также сильно затрагивается. Большая часть информации, поступающей от органов чувств, никогда не осознается. Она хранится непосредственно в тех областях разума, которые лежат за пределами обычного осознания. Под гипнозом человек может вспомнить детали своего окружения, о которых он, казалось, не знал в то время, когда они происходили. Таким образом, некоторая информация, хоть и «значимая» для «Я», не может быть правильно обработана бодрствующим сознанием. Оно рефлекторно откладывается в хранилище бессознательного. Человек «скрывает это от себя», так сказать. Такие переживания часто бывают эмоционально заряженными, слишком «горячими», чтобы их можно было удержать в сознании, поэтому они отбрасываются в неизвестную часть сознания.
Более того, даже те вещи, которые сознательно признаются, оставляют прочный отпечаток в бессознательном. Телевизионная драма, изображающая насилие, может оставить неизгладимый след на впечатлительном ребенке, но также воспринимаются менее яркие образы и звуки, тихо и непрерывно, медленно преображая внутренний мир на протяжении всей жизни. Хотя привычки к сканированию и вниманию, которые определяют ежедневную рутинную деятельность, могут показаться тривиальными, а стимулы могут казаться «бессмысленными», в силу своего количества они становятся важными. Огромная часть содержимого читты накапливается посредством процессов, которым психологи уделяют мало внимания. Тем не менее, сознание чрезвычайно затрагивается этой медленной, не бросающейся в глаза формой. Большая часть процесса медитации и дисциплины йоги направлена на трансформацию осознания посредством постепенного, но настойчивого переформирования таких, казалось бы, безобидных привычек направления внимания.