В 1916 году по заказу Главного управления кораблестроения, и личному настоянию морского министра адмирала Ивана Константиновича Григоровича, началось строительство нового линейного ледокола по усовершенствованному проекту «Ермак», для Российской империи. Заказ был размещён на вервях Ньюкасла. Да-да… Гордость Российского и Советского флота, родом из Англии! На фото первоначальный вид ледокола «Святогор».
Учитывая возрастающую роль арктических направлений, и не имея возможности использовать потенциал собственных корабелов, правительство обратилось за помощью к тем, кто этим потенциалом обладал. Что в этом предосудительного? Отдадим должное государственной прозорливости людей, думающих о Державе и грядущих поколениях.
Новый ледокол был наречён «Святогором», именем былинного богатыря, что особо значимо для преемственности, традиций, истории, да и всего, что принято называть русским, российским, советским. В июне 1917 года военный ледокол Российского Императорского флота «Святогор» под Андреевским флагом отшвартовался в порту Архангельска. Его предполагалось использовать для службы в Горле Белого Моря. Благодаря конструктивным особенностям и способностью преодолевать льды толщиной до 2,5 метров, в течении двадцати лет «Святогор» оставался самым мощным судном ледового класса в мире.
Дальнейшая жизнь и судьба ледокола полна драм, подвигов, самопожертвований и возрождений, да так, что хватило бы на целый флот своих могучих собратьев.
После Февральской революции капитаном ледокола «Святогор» стал поручик по адмиралтейству, дворянин разделявший взгляды партии большевиков, Николай Александрович фон Дрейер, а председателем судового комитета — кочегарный старшина Александр Абрамович Терёхин. Едва начав службу, «Святогор» принял участие в обороне Архангельска, когда молодую «Страну Советов» пытался уничтожить практически весь «цивилизованный» Запад. По приказу командования, в феврале 1918 года «Святогор», был затоплен в устье Северной Двины, дабы не допустить к городу корабли вражеской Антанты.
В различных источниках сказано, что вместе со «Святогором» был «героически» затоплен и его «соратник» - ледокол «Микула Селянинович». На самом деле это не так. Команда «Микулы Селяниновича» отказалась выполнять приказ о затоплении и, на быстро организованном общем собрании, решила возвращаться в Архангельск, а уже там, как следует воевать за Советскую власть. Но, пытаясь обойти наспех затопленный «Святогор» (носовая часть была погружена, а надстройка кормы находилась над водой) «Микула Селянинович» сел на мель. После нескольких безуспешных попыток восстановить ход, команда вынужденно покинула борт.
Город захватили интервенты. Командира «Святогора» Николая Дрейера, Александра Терёхина и некоторых других моряков, участвовавших в затоплении ледокола – расстреляли. 26 мая 1919 года, по приговору военно-окружного суда сфабрикованному коллаборационистами захватившими власть. Альтернативную версию расстрела капитана можно прочесть в романе В. С. Пикуля «Из тупика».
Так как полностью вывести из строя судно не удалось и затоплено оно было лишь частично, англичанам довольно легко удалось перекрыть кингстоны и откачать воду, подняв корпус на поверхность. В феврале 1920 года «Святогор» был отбуксирован в Англию и полностью восстановлен.
Судьба непредсказуема круговоротом коллизий. Брошенное на произвол «союзниками» белогвардейское правительство Архангельска, находясь в кольце наступающей Красной Армии, спешно снаряжает якобы продовольственную экспедицию на пароходе «Соловей Будимирович» для спасения голодающих горожан. Почему «якобы»? По официальной версии экспедиция снаряжалась для пополнения городских запасов продовольствия мясом и жиром морского зверя, олениной, яйцами птиц и другими дарами Севера.
Трудно представить, почему половину «промысловиков» составляли женщины и дети, включая кадровых офицеров и даже генерала. Тем более, откуда в трюмах оказались около 20000 банок молока и 200 пудов английского сыра, мука, сухари и сахар? Хотя, именно эти факторы, оказались спасительными в дальнейшем для людей многострадального похода. Видимо, пассажиры «Соловья Будимировича» были большей частью привилегированными беженцами, ни в коем случае не желавшие оставаться в городе, обреченным на сдачу противнику.
В январе 1920 года, пароход терпит бедствие недалеко от устья реки Индиги. Затёртый льдами, он дрейфует в Карское море. Уголь заканчивается, на борту 84 человека, военные, члены команды, женщины, дети, холод и полярная ночь. В отправленной радиограмме – крик о помощи всему миру.
Имея теоритическую возможность спасти людей (в порту Архангельска находился ледокол «Козьма Минин») правящая элита выбирает другое - незамедлительную эвакуацию себя самой. Что и благополучно произошло.
21 февраля в Архангельск вошли передовые части Красной армии. Делом чести, человеколюбия и, конечно, политики стало спасение людей терпящих бедствие. Не имея мощных ледоколов, Советское правительство обратилось к Норвегии и Англии с просьбой о помощи. Переговоры продвигались трудно и долго, шла гражданская война. Далеко не последнюю роль в успехе сыграло открытое обращение архангелогородцев в мировые газетные издания и географические общества, а также личное участие Фритьофа Нансена и Максима Горького. Только к лету удалось договориться, за астрономическую на тот момент, для Советской России сумму в 20 000 фунтов стерлингов фрахта. И вот, 14 июня 1920 года английский ледокол «Святогор», с норвежской командой, отправился спасать русских «белых» на деньги русских «красных».
Практически одновременно, 15 июня из Архангельска, отправилась спасательная миссия на ледокольном пароходе меньшего класса - «III Интернационал», бывшем ледорезе «Канада», а в будущем «Фёдор Литке». Причём снаряжение, особенно уголь, подметали в бункерах порта и голодном Архангельске, буквально веником. Соревнование систем, гонка ноздря в ноздрю, где ставкой в спасении жизней был мировой престиж. Победил «Святогор», пришедший на выручку четырьмя часами раньше, что позволило части пассажиров избежать участи «белогвардейской контры». Кстати, число спасённых ледовых узников оказалось 85. За время пятимесячных лишений и мытарств на оставшемся без деревянной оснастки «Соловье Будимировиче» - родилась девочка.
А «Святогор» опять ушёл к берегам Туманного Альбиона. Владыка пучин морских и душ моряцких , очередной раз не отпустил нашего героя в родную гавань.
С вами, Александр и Наталия, благодарим дочитавших и рады, если вам интересно. Подписывайтесь на наш канал «Фото с колёс».
#ледокол #история #красин #святогор #занимательные факты #фотосколёс