Найти в Дзене

Цикл "Колесо времени" Р. Джордана и его литературные последователи

Фэнтези-цикл Роберта Джордана "Колесо времени", хоть и не обладает выдающимися литературными достоинствами (подробнее о первых пяти книгах можно почитать здесь), но оказал огромное влияние на современные произведения этого жанра (под "современными" я имею в виду написанное с конца 90-х и по настоящее время). Герой пророчеств, обладающий пугающими силами, государственные интриги, широкое полотно повествования, сплетающееся из судеб десятков (если не сотен) персонажей - все это вдохновило не одного автора на то, чтобы взяться за подобное и изложить все это на свой лад. Так что Ранд ал'Тор в различных вариациях до сих пор кочует по страницам произведений западной (а возможно, и отечественной) фэнтези. 1. "Песнь льда и пламени" Дж. Мартина. Соединим Ранда с Перрином (возможный герой пророчества с тайной рождения + волчьи сны) и получим Джона Сноу. Кроме того, у Джона появляется и свой аналог айил - одичалые. Чертами Возрожденного Дракона обладает Дейенерис. Тоже возможная героиня пророчес

Фэнтези-цикл Роберта Джордана "Колесо времени", хоть и не обладает выдающимися литературными достоинствами (подробнее о первых пяти книгах можно почитать здесь), но оказал огромное влияние на современные произведения этого жанра (под "современными" я имею в виду написанное с конца 90-х и по настоящее время). Герой пророчеств, обладающий пугающими силами, государственные интриги, широкое полотно повествования, сплетающееся из судеб десятков (если не сотен) персонажей - все это вдохновило не одного автора на то, чтобы взяться за подобное и изложить все это на свой лад. Так что Ранд ал'Тор в различных вариациях до сих пор кочует по страницам произведений западной (а возможно, и отечественной) фэнтези.

1. "Песнь льда и пламени" Дж. Мартина. Соединим Ранда с Перрином (возможный герой пророчества с тайной рождения + волчьи сны) и получим Джона Сноу. Кроме того, у Джона появляется и свой аналог айил - одичалые. Чертами Возрожденного Дракона обладает Дейенерис. Тоже возможная героиня пророчества, владение Силой ей заменяет способность управлять драконами, к тому же, ей тоже может грозить безумие, и свои айил имеются - дотракийцы. Джордж Мартин поставил в центр своих книг то, что у Джордана называется Игрой Домов. Однако персонажи Мартина не в пример ярче, последовательнее и проработаннее, как и разные края и государства (его описания читать интереснее). Но автор "Песни льда и пламени" попал в ту же ловушку долгостроя, как и Роберт Джордан: слишком широко раскинул нити своего узора и теперь с трудом пытается их свести. Однако как стилист и автор Мартин, несомненно, сильнее.

2. Совместим Ранда с менестрелем Томом Мериллином и получим Квоута из "Хроник убийцы короля" Патрика Ротфусса. Кочующие по дорогам эдема руэ явно вдохновлены Лудильщиками. По сути, история Квоута должна рассказывать о том, как он убил некоего короля - а ведь это эпизод из жизни Тома Мериллина, оставшийся, так сказать, за кадром в книге "Великая охота" (кроме того, тут фигурирует девушка по имени Дена - почти так же - Денна - зовут героиню книг Ротфусса). Патрик Ротфусс пишет в разы лучше, его описания не пропускаешь, ими любуешься. Но проклятие большого объема настигло и его. Читатели уже много лет ждут третьей, заключительной части серии.

3. Бывшего лесного проводника Ричарда Сайфера из серии "Меч истины" Терри Гудкайнда тоже можно считать вариацией Ранда ал'Тора. Воспитанный приемным отцом, обладающий таинственной силой, он тоже вынужден бороться с женщинами, которые хотят им манипулировать (морд-сит можно сравнить и с Красной Айя, и с Девами Копья, сестер Света - с остальными Айз Седай, а сестер Тьмы - с Черными Айя). Сходно и действие магии, у которой, как и у Единой Силы, есть два вида - созидания и разрушения. Но образ Ричарда все же более цельный, яркий и логичный (по крайней мере, поначалу). Кроме того, тут есть любящая Кэлен, равной которой в "Колесе времени" нет. Конечно, у книг Терри Гудкайнда есть свои особенности, которые не всем нравятся, да и сериальность сгубила его тоже (я серию не дочитала, устала ходить по одной и той же схеме).

4. В серии Кристофера Паолини "Эрагон" тоже можно отметить влияние "Колеса времени". Три центральных мужских персонажа относятся к тем же типам, что и двуреченские та'верен: герой и спаситель (Ранд и Эрагон), воин и кузнец (Перрин и Роран), плут (Мэт и Муртаг). К тому же, у Эрагона, как и у Ранда, весьма интересная родословная. Здесь есть свои Отрекшиеся - Проклятые. К чести юного на момент написания книг автора, серию он завершил вовремя, и вышло неплохо, хоть и не ново.

Так что "Колесо времени" и впрямь сильно повлияло на современную западную фэнтези в плане идей и образов. И, что интересно, по-моему, у последователей вышло не хуже, а во многом и лучше, чем в первоисточнике.