А начнём мы с предыстории.
В марте 2020 года в шальском сообществе была опубликована статья «Ухтомка – судоходная река». Посвящалась она нашей речке, которая давным-давно, ещё до польско-литовского нашествия, являлась частью водного пути, соединяющего Волгу и Белое море.
Материал не содержал никаких открытий века. В нём просто-напросто были собраны факты, упоминавшиеся в статьях разных столетий. Кроме одного. Ни в одном из использованных источников не говорилось о том, что Коротецкая пристань, некогда представлявшая собой крупный торговый центр, по факту находилась на реке Модлоне.
Любопытно, но этот момент тогда остался без подробных разъяснений со стороны автора. Причины было две: статья об Ухтомице требовала серьёзной доработки, а рассказ о пристани являлся всего лишь частью общего повествования. Несмотря на некоторую «сырость», материал всё же попал на страницы районной газеты «Новая жизнь».
А потом пришло письмо. Событие, в общем-то, ожидаемое.
Письмо пришло через год после публикации в газете, его автором выступил Николай Николаевич Леонтьев, краевед из Липина Бора. На протяжении многих лет он занимается изучением истории местных речек и озёр. И «местных» – это не оговорка, поскольку Шалга Бодунова и Коротец всегда находились в тесной связи с селениями Вашкинского района из-за своего географического положения.
Николай Николаевич задал вопросы, подчёркивающие недосказанность статьи об Ухтомке. По этой причине пришлось возвратиться к теме Коротецкой пристани, но на этот раз сделать повествование подробным. Несмотря на то, что краеведческий интерес сообщества касается исключительно Шалги (Бодуновой), количество сил и времени, затраченных на поиски дополнительных материалов и подготовку ответов, даёт полное право затронуть тему соседней коротецкой стороны.
Итак.
Несколько вопросов, справедливо заданных Николаем Николаевичем, сводились к следующему — где же всё-таки находилась Коротецкая пристань? На Ухтомице (Ухтомке)? На Модлоне? Где именно?
Основанием для этих вопросов послужил вот этот фрагмент статьи: «Располагалась она «ниже деревни Олютинской и ниже устья речки Давыдовки, в луговом месте где обошла река Ухтома около того места лукою, не много не кругом». Фактически пристань находилась уже на реке Модлоне».
Описание, касающееся Ухтомки, было воспроизведено Иваном Киприяновичем Куприяновым, чья статья вышла аж в 1854 году в журнале «Москвитянин». Иван Киприянович, в свою очередь, ссылался на подлинную писцовую книгу Чарондской округи 1670 года. А вот откуда возникло утверждение о Модлоне?
ИСАДЫ
Думается, что мысль автора статьи «Ухтомка — судоходная река» могли бы проследить жители Коротца. Для этого им понадобилось бы вспомнить одно слово — Росликово. Так называлась исчезнувшая деревня, расположенная в нескольких километрах от Олютинской. [Олютинская же хоть и находится за перечёркнутым указателем «Коротецкая», по факту всё же относится именно к коротецкому кусту деревень, замыкая его с северной стороны].
Всякому современному путнику, отправившемуся в сторону села Чарозера, по дороге непременно встретится указатель «Росликово». Если свернуть по нему на пыльную грунтовку, то всего через несколько минут можно оказаться на берегу реки Модлоны.
Среди местных этот берег известен под названием «Исады», что само по себе означает «пристань», «место высадки», а в южных землях так могли сказать ещё и о торговом базаре. С Исад и сегодня отчаливают рыбаки, уплывая дальше по реке, ну и, разумеется, возвращаются обратно (а стало бы пристают).
Исходя из этих простых соображений, можно было бы заключить, что когда-то в Росликове — а значит на Модлоне — находилась некая пристань. Коротецкая? А если нет, то какая ещё? Вряд ли на коротком отрезке между Олютинской и Росликово размещалось сразу несколько пристаней, но…
ПОГОСТИЩЕ
Николай Николаевич Леонтьев поделился другими — не менее любопытными — сведениями. Если хорошенько расспросить коротецких жителей, то они вспомнят другую нежилую деревню — Погостище.
Примечательна она тем, что несколько лет назад на её территории проводились археологические раскопки эпохи мезолита, организованные совместными усилиями Череповецкого государственного университета и Череповецкого музея археологии. А ещё, по словам Николая Николаевича, место известно как «Старые Исады»... Пояснения тут излишни.
Но есть нюанс: деревня Погостище стояла также на реке Модлоне, хотя и находилась практически на месте слияния двух рек, довольно близко к устью Ухтомицы.
Деталей к повествованию добавляют воспоминания шальских старожилов: в советское время на Погостище действительно была пристань и «ходил паромчик». Эти воспоминания относятся к периоду Великой Отечественной войны и, по всей видимости, к тридцатым годам ХХ века. На вопрос о том, на какой реке находилась пристань, ответ был однозначным — на Модлоне. А как же впадающая в неё Ухтомица? «Ухтомица правее, если стоять напротив Погостища».
Да, в советские годы Коротецкая пристань ещё функционировала, и об этом говорилось в первоначальной версии статьи. Правда, сам водный путь сократился в разы и имел второстепенное значение. (См. Коротецко-Онежское соединение).
Таким образом, фактической ошибки в статье «Ухтомка — судоходная река» относительно местоположения пристани вроде бы не случилось. И Росликово, и Погостище — это уже Модлона. Но возникли новые вопросы.
Переносили ли пристань с одного места на другое? Как быть с многочисленными описаниями пристани, относящими её к Ухтоме-Ухтомице-Ухтомке? А с описанием «Гостина берега» на той же реке, где была таможня и стояли амбары с товаром? А заметили ли вы, как созвучны «Гостин берег» и «Погостище»? «Гостин» происходит от слова «гость» в значении «купец, крупный торговец»? Или «Погостище» всё же связано со словом «погост»? Ведь существуют упоминания о том, что рядом с пристанью как раз-таки имелся погост (селение при церкви) с домом священника, к которому примыкала деревня.
Пожалуй, прямо сейчас нельзя однозначно ответить на заданные вопросы. Разве что предположить: изначально территория Коротецкой пристани как торгового пункта была приличных размеров и захватывала берега обеих рек.
Что касается пристани как места для причаливания, то всегда есть вероятность, что её переносили туда-обратно, в зависимости от загруженности судами и проходимости Ухтомицы.
Не исключено и то, что в пору расцвета водного пути при Коротецкой пристани имелось сразу несколько «исад», а её территория тянулась вплоть до самого Росликова, впрочем пока это только фантазия...
ЗУЕВО
Однако статья не была бы полной, если бы не деталь, которая вылезла одним прекрасным утром, как чёртик из коробочки.
В журнале Кирилловского уездного земского собрания, датированном 1887-м годом, нашлась запись следующего содержания: «на обязанности земства лежит исправление дорог в уезде: уездных грунтовых, почтовых и торговых, и что к числу последних, т.е. торговых, относится, так называемый, Каргопольский тракт от города Кириллова до пристани в дер. Зуевой, где далее товары идут по реке Ухтоме, Коротецкой, по реке Модлоне и Чарондским озером…».
Зуево, относящееся к кусту коротецких деревень, впервые было упомянуто в документах в 1615 году. Считается, что подобные селения свои названия получили в честь мужского имени-прозвища Зуй (Зуйко), широко распространённого в XV-XVII веках на Новгородчине.
Когда-то это была большая деревня, самая большая в Ромашевской волости как по числу дворов, так и по числу жителей (интересно, что следом за ней шли Росликово и Погостище.) Через Зуево на север проходило сразу два пути — по суше и по воде. Согласно карте 1847 года селение располагалось прямо на Каргопольском тракте, а благодаря небольшому притоку имело доступ к реке Ухтомице (Ухтомке).
Название этого притока охотно раскрывают «Списки населённых мест Новгородской губернии» разных лет, из них становится известно, что Зуево стояло на реке Вдолке. Эти же документы поясняют, что в деревне имелась часовня, земская школа, земская конная станция (она же Коротецкая земская станция, чей смотритель однажды имел несчастье рассориться с представителем удельного ведомства), мелочная лавка.
Река Вдолка в виде безымянного притока Ухтомицы кочевала из карты в карту, засветившись даже в 2001 году, но в наши дни её координаты уже не прослеживаются.
Пристань пристанью, но носила ли она название «Коротецкой»? Похоже, что носила. По крайней мере, на такие выводы наталкивает «Перечень внутренних водных путей Европейской России», изданный в 1892 году.
ГОСТИН БЕРЕГ
Опираясь на ряд источников, можно заключить, что «Гостин берег» — это всё-таки часть Коротецкой пристани, но иногда под этим выражением подразумевалось всё и сразу. Как говорилось ранее, словом «гость» до введения в России гильдий (то есть до XVIII века) называли крупных купцов и иностранных торговцев.
Это маленькое пояснение относительно Гостина берега требовалось для понимания цитат, взятых из различных источников и показывающих нам сквозь века устройство Коротецкой пристани.
УПОМИНАНИЯ О КОРОТЕЦКОЙ ПРИСТАНИ, ВЫСТРОЕННЫЕ В ХРОНОЛОГИЧЕСКОМ ПОРЯДКЕ (СОСТАВЛЕНО ДЛЯ SHALGI.NET)
Коротецкая пристань являлась частью старого водного пути, история которого теряется в глубине веков. Археолог, историк, академик РАН Николай Андреевич Макаров, рассказывая об Ухтомском волоке в одной из своих книг, упоминал о «волоке на Коротком, выходившем с Пидьмы к устью вожеозерской Ухтомы и использовавшимся первоначально для зимних поездок за солью к Белому морю». По словам Макарова, первые известия об этом волоке относятся к середине XVI века.
Примерно с того же времени можно выстроить приблизительную хронологию Коротецкой пристани, которая — в свою очередь — способна пролить свет на её местоположение.
«ТОРГОВЫЙ ПУТЬ ШЁЛ С ВОЛГИ ШЕКСНОЮ <...> ДО БЕЛОГО ОЗЕРА, ДАЛЕЕ ВПАДАЮЩЕЙ В НЕГО РЕКОЮ УХТОМОЮ ДО ОЗЕРКА ВОЛОЦКОГО, ГДЕ СЛЕДОВАЛ ВОЛОК ДЛИНОЮ ОКОЛО ВЕРСТЫ К ОЗЕРУ ДОЛГОМУ, ОТКУДА ДРУГОЮ УХТОМОЮ <...> ЕХАЛИ ДО ПРИСТАНИ КОРОТЕЦКОЙ, А ЗАТЕМ РЕКОЮ МОДЛОНОЮ <...> ПОПАДАЛИ В ПОСАД ЧАРОНДУ НА ОЗЕРО ВОЖЕ, ОТКУДА УЖЕ РЕКОЙ СВИДЬЮ, ОЗЕРОМ ЛАЧЕ И РЕКОЮ ОНЕГОЮ ЧЕРЕЗ КАРГОПОЛЬ ЕХАЛИ ДО БЕЛОГО МОРЯ». [1]
1592 ‒ «Се яз ... На Чаронде и на Коротком уставити торг». (Таможенная грамота царя Фёдора Иоанновича боярину Дмитрию Годунову)
Интересно, что ещё в 1590 году Кирилло-Белозерский монастырь возил соль «через Короткую», имел амбары и амбарные места на пристани. [2] И есть сведения о том, что «уже в 30-40-х гг. XVI в. в с. Коротком имелось не менее 5 амбаров белозерских солеторговцев» [3].
1592 ‒ «Се яз ... На Чаронде и на Коротком уставити торг». (Таможенная грамота царя Фёдора Иоанновича боярину Дмитрию Годунову)
Примерное устройство пристани в тот период:
• Государева таможня;
• монастырские и частные дворы;
• сотня амбаров, принадлежащих государю, Кирилло-Белозерскому и Ферапонтову монастырям, частным лицам;
• деревня, где, очевидно, и размещалось население, занимающееся судовым промыслом. Имелась церковь, дом священника, кладбище. [2] (эта деревня ‒ Погостище?)
Как велась торговля?
«Грамота указывает, что через Коротецкую пристань проезжают торговые люди «изо всех городов и изо всех волостей Московской земли», причём особо перечисляет новгородцев, псковичей, тверичей, рязанцев, нижегородцев, балахонцев, казанцев и, наконец, «всяких иноземцев».
Товары, привозимые и провозимые транзитом: рыба, соль, воск, хмель, лён, пшеница, солод, рожь, ячмень, разные крупы, свинец, олово, зола (поташ) и другие (более мелкие) товары, а также меха (белки, куницы, бобры и соболя), заграничные сукна.
Интересно, что ещё в 1590 году Кирилло-Белозерский монастырь возил соль «через Короткую» и уже имел амбары и амбарные места на пристани[3]. И есть сведения «что уже в 30-40-х гг. XVI в. в с. Коротком имелось не менее 5 амбаров белозерских солеторговцев» [4].
▪ 1614-1615 ‒ «…На Гостине берегу двор государев, да государевых 5 анбаров да 6 анбаров сожгли воровские козаки в 123 г., да 2 бобыльских двора сожгли козаки в 123 г... да на том же Гостине берегу двор Кириллова монастыря, да 14 анбаров, да анбар сожгли козаки...». [5]
▪ 1623-1624 ‒ «Не забудем, однако, что для сотной книги 1623 - 1624 г. благосостояние Коротецкой пристани является делом прошлого, в настоящем же книга эта рисует довольно мрачную картину: вместо амбаров - пустые амбарные места, иногда гнилые остовы прежних амбаров; бывшие собственники ликвидируют свое имущество (как, напр., Ферапонтов монастырь, продавший принадлежавшие ему двор и амбар частным лицам), торговые люди из поморских городов больше не приезжают, судовые рабочие бросают свои жилища и расходятся и т. п. Объяснение непосредственной причины этого упадка и разорения мы находим в писцовых же книгах по Чаронде. Главная внешняя причина - это «литовское разорение»[6].
▪ 1624-1625 ‒ «С «гостина берега» возили соль местные крестьяне Коротецкой, Шальской, Мунской и Роксомской волостей. Во второй половине XVII в. крестьяне Мунской волости говорили об этом соляном извозе как об «искони вечном их промысле». По данным 1624/25 г. крестьяне Коротецкой волости платили оброк за него в 2 руб., 3 алт. 2 деньги 37». [7]
Ещё сведения из статьи В.С. Барашковой:
«Путь из Воже-озера вел р. Модлоной, впадающей в него с юга, в р. Ухтому, приток Модлоны, до с. Короткого, бывшего в то время сравнительно крупный торговым центром. Сюда приезжали купцы из Москвы, Новгорода, Пскова, Твери, Рязани, Нижнего Новгорода, Казани и других городов. Соль поступала «ис поморских из разных городов и усолей». Около села находилась пристань, особый участок берега носил характерное наименование – «гостин берег». Церковь у пристани была посвящена Параскеве-Пятнице, покровительнице торговли. На «гостине берегу» стоял «двор государев» и таможня. Здесь же находились соляные амбары, число которых во второй половине XVI в. превысило семьдесят.
<…>
От с. Короткого грузы с солью, являвшиеся собственностью Кирилло-Белозерского монастыря, перевозились «сухим путем» к с. Великоселью, откуда уже Шексною и далее Волгою монастырская соль шла на продажу в различные города, «где соль живет поценнее».
Торговцы из числа посадского населения Белоозера, участвовавшие в посреднической торговле солью, пользовались иным путем: р. Ухтомой в Перт-озеро, оттуда через Красный /Кресный/ Волочек в другую р. Ухтому, впадавшую в Белое озеро, и затем Шексною и Волгою в «московьские города».
<…>
Селение Крохино, расположенное у истоков р. Шексны из Белого озера, в XVI в., как и в последующие столетия, служило перевалочной пристанью для белозерцев. Так, на острове под Крохиным в середине XVI в. находилось около 25 амбаров белозерских посадских людей. Первые сохранившиеся известия о таких амбарах относятся еще к началу 40-х гг. XVI в. 42. Провозили мимо Крохина свою соль «в отвоз» и каргопольцы.
Путь через Красный Волочек считался «старым» путём. Видимо, уже к 40-50-м гг. XVI в. белозерскими «городецкими» людьми был освоен более удобней путь - от с. Короткого по р. Ухтоме, затем «новым» волоком в р. Пидьму, впадающую в Шексну у ее истока из Белого озера».
▪ 1661-1667 ‒ «А в Чарондской округе в Коротецкой волости на устье реки Ухтомы при прежних государех царех и великих князех анбары были соляные и товарные многие; да и не в давных летех в той Коротецкой пристани, в Чаронском уезде, амбаров было сорок». [8]
▪ 1670 ‒ «В Коротецкой волости Великого Государя пристань судовая на реке на Ухтоме, ниже деревни Олютинской и ниже устья речки Давыдовки, в луговом месте где обошла река Ухтома около того места лукою, не много не кругом. А на той пристани часовня великомученицы Парасковии нарицаемой Пятницы, а в часовне образов нет».
Описание пристани в тот период:
• изба таможенная с сенями, где «сбирают на Великого Государя на веру таможенные и анбарные пошлины верные целовальники окружские крестьяне погодно».
• старая таможенная изба, гнилая и без крыши. («да клетишка ветха вся»).
• баня у реки Ухтомы для приезжих людей.
• «Да на пристани на берегу р. Ухтомы Великого Государя анбар, что кладут проезжие торговые люди соль и хлеб и всякие товары. Да другой анбар, что поставил без указу Великого Государя коротецкой волости ильинский поп Прокофей Леонтьев, и тот анбар отписан на Великого Государя».
• челобитная:
«октября в 18 день на описи и мере, как описываны и меряны на р. на Ухтоме Великого Государя судовая пристань и Давыдов наволок и Кириловская пожня и сенные покосы били челом Великому Государю Чаронского посаду и Чаронские округи Земской окружской староста Никифорко Тимофеев и во всех волостных старост и крестьян место, а писцом стольнику Никифору Матвеевичу Толочанову да подъячему Лариону Беликову Коротецкие волости староста Мишка Власов и иных волостей старосты и крестьяне подали челобитную за руками, а в челобитной их написано: в Чаронской де округе, в Коротецкой волости искони вечно судовая пристань на Ухтоме реке, из поморских городов приезд судовой и приход соляной изо всех усолей, и сухим путем к морю изо всех городов Московского государства к той судовой пристани приезжают и приставают, и на той пристани искони веку Великого Государя таможенная пошлина сбиралась по уставным грамотам, и таможенной двор и таможня и многие товарные анбары по той пристани подле Ухтомы реки стояли, больши ста анбаров, и для промыслов на той же пристани стояли промышленных людей дворы до раззоренных лет» и пр. Смысл челобитной тот, что Кирилова монастыря служка Ивашка Ржевский в 167 (1659) г., надеясь на свое богатство и мочь, купив для монастыря две пожни, завладел казенною землею и анбарными местами». [9]
▪ 1714 ‒ «В той же Коротецкой волости на Гостине берегу таможня в которой збираетца таможенной и питейной прибыли збор при ней изба стешная ветхая для питейной продажи да погреб ветхой». [10]
▪ 1786 ‒ упоминание о провозе в Каргополь железа и пеньки через Крохинскую и Коротецкую пристани. Каким было её устройство в этот момент ‒ пока неизвестно. [11]
▪ 1887 ‒ упоминание о пристани в деревне Зуеве, откуда «далее товары идут по реке Ухтоме, Коротецкой, по реке Модлоне и Чарондским озером». Деревня Зуево стояла на реке Вдолке, впадающей в Ухтому. [12]
▪ 1892 ‒ «д. Зуево и Коротецкая пристань» ‒ часть Коротецко-Онежского соединения [13].
▪ 1905 ‒ «Каргопольская пристань и Коротецко-Онежское сообщение отъ пристани Коротецкой на р. Ухтомѣ до Бѣлаго моря 536 вер.». [14]
▪ 1925 ‒ «В Кириллов грузы получались из Рыбинска по Мариинской водной системе и направлялись гужом до Коротецкой пристани на расстоянии 64 километров. С Коротецкой пристани, расположенной на р. Модлоне, впадающей в Воже-озеро, грузы развозились в глубь района и в город Каргополь — частью на пароходе б. Александр Ошевенский (ныне «Никитин»), частью в судах и на лодках
По данным Каргопольского УИК ‘а за 1925 год - через ст. Няндома из Вологды было перевезено в этот район грузов, как-то: растительного масла, соли, мыла, керосина и пр., всего около 11.000 тонн.
Через Коротецкую пристань за тот же год проследовало разных грузов 29.000 тонн, из коих 15.500 тонн хлеба». [15]
▪ 1940-е ‒ в предвоенное время и в годы Великой Отечественной войны пристань располагалась у деревни Погостище, ходил «паромчик». Она стояла на реке Модлоне, в относительной близости от устья Ухтомы. [16]
К какому же выводу придём мы в конце статьи? А выводов нет, кроме одного — в разные столетия под Коротецкой пристанью, видимо, понимались разные места и, так сказать, причалы-«исады».
Коротецкая пристань XVI-XVII веков и Коротецкая пристань в ХХ веке — вещи несравнимые. Поиск деталей по заданной теме продолжается.
______________
Источники цитат:
[1] Гейман В.Г. Проект Волго-Беломорского канала в XVII в. // Исторический сборник, № 1. Л. АН СССР. 1934
[2] Никольский Н.К. «Кирилло-Белозерский монастырь и его устройство до второй четверти XVII века (1397-1625)». Том первый. Выпуск II. Санкт-Петербург, 1910 г.
[3] Барашкова В.С. Торговые связи Белозерского края в XVI – нач. XVII вв.// Вопросы истории хозяйства и населения России XVII в. – М., 1974. – С. 25-37.
[4] Смирнов И.А. Из истории Чаронды. // Кириллов. Краеведческий альманах. Вып. 3. Вологда, 1998.
[5] Дозорная книга 1614/1615 годов, составленная воеводой Чарондской округи Яковом Фёдоровичем Шушериным по указу царя Михаила Фёдоровича.
[6] Гейман В.Г. Проект Волго-Беломорского канала в XVII в. // Исторический сборник, № 1. Л. АН СССР. 1934
[7] Барашкова В.С. Торговые связи Белозерского края в XVI – нач. XVII вв.// Вопросы истории хозяйства и населения России XVII в. – М., 1974. – С. 25-
[8] Донесение начальника Белозерского рыбного двора Петра Елисеевича Моложанинова, занимавшегося проектом по прорытию искусственного канала между системой бассейна реки Волги и бассейном реки Онеги и представившего этот проект царю Алексею Михайловичу в 60-х годах ХVII века.
[9] Первоисточник: Писцовая книга Чаронды 1670-1671 годов. Источник: И. Куприянов. Критика и библиография // Москвитянин, № 8. 1854
[10] Переписная книга города Чаронды и уезда переписи дворянина Егора Ивановича Кушелева, 1714 год. РГАДА. Ф.350. Оп.1. Д.447. Л.1-386.
[11] Статья «Исторические, топографические и камеральные известия о городе Каргополе» Семёна Лутикова, опубликованная на сайте «олонецкая губерния.рф». В качестве источника указан Архив Русского Географического Общества, фонд Олонецкой губернии, раздел 25, опись 1, № 2. 1786 год.
[12] Журнал Кирилловского уездного земского собрания, очередной сессии 1887.
[13] «Перечень внутренних водных путей Европейской России». Издание Статистического отдела Министерства Путей Сообщения, Санкт-Петербург, 1892
[14] Памятная книжка Олонецкой губернии на 1905 год.
[15] Н.П. Ерлыков и инж. А.В. Мансуров. «Материалы по исследованию Лаче-Кубенского водного сообщения» //Сборник статей «Лаче-Кубенский канал и его значение» // Вологда, 1927 год.
[16] Воспоминания уроженца деревни Суворово Шалго-Бодуновского сельсовета Чарозерского района Геннадия Алексеевича Никанорова, 1928 года рождения.
ТЕКСТ: ИРИНА СУВОРОВСКАЯ