В романе Достоевского "Братья Карамазовы" Алёша в беседе с 13-летним Колей цитирует какого-то немца:
Покажите вы русскому школьнику карту звёздного неба, о которой он до тех пор не имел никакого понятия, и он завтра же возвратит вам эту карту исправленною. Никаких знаний и беззаветное самомнение.
Фёдор Михайлович не читал комментарии в социальных сетях, но ситуацию описал точно. Знаю об этом не понаслышке, поскольку ставлю коварные эксперименты на разных ресурсах...
Стоит опубликовать, например, заметку про политический катаклизм 1997 года в Эквадоре – и клоуны, которые секундой раньше понятия не имели про тамошний Национальный конгресс; которые толком не знают, где находится страна, мгновенно фонтанируют экспертными заключениями.
Стоит поделиться собственным воспоминанием про кино – и диванные эксперты уже тут как тут. Они так же безапелляционно комментируют заметки про изобретателей, физическую химию, драматургию, эпидемии, гаджеты, филологию, живопись – не говоря уже об истории...
Никаких знаний и беззаветное самомнение. Впору переименовать эффект Даннинга-Крюгера в эффект Достоевского-Карамазова.
Вторил персонажам Достоевского и персонаж Булгакова:
– Вы стоите на самой низшей ступени развития, – перекричал Филипп Филиппович, – вы ещё только формирующееся, слабое в умственном отношении существо, все ваши поступки чисто звериные, и вы в присутствии двух людей с университетским образованием позволяете себе с развязностью совершенно невыносимой подавать какие-то советы космического масштаба и космической же глупости!
И всё же я никак не угомонюсь.
В очередной публикации – выпущенная Оксфордским университетом карта старейших университетов мира.
В рейтинге по времени создания своей alma mater британцы занимают почётную пятую строчку, а первые три принадлежат мусульманским вузам:
737 год – университет аз-Зайтуна в Тунисе,
859 год – университет Аль-Карауи́н в Марокко,
972 год – университет Аль-Азхар Шариф в Египте,
1088 год – Болонский университет в Италии,
1096 год – Оксфордский университет в Англии.
Справедливости ради скажу, что арабы создавали не университеты в европейском понимании, а богословские школы, которые со временем превратились в крупнейшие духовные центры ислама. Университетами в современном смысле эти школы стали недавно, в середине ХХ века. Их главнейшая многовековая заслуга – культурное сближение христианского Запада с мусульманским Востоком, а перечень изучаемых дисциплин вполне соответствовал университетскому уровню: богословие, риторика, логика, музыка, грамматика, математика, астрономия, химия, история, география и медицина.
Ну, а теперь пришло время ознакомиться с мнениями сетевых экспертов 🙂