Сергей Балакин
О развлечениях на борту круизных лайнеров я недавно рассказывал («Жизнь в круизе. Сёрфинг на борту»). Там речь шла об установках искусственных волн на судах компании Royal Caribbean International (RCI). Теперь я представлю ещё одно инновационное изобретение, которое можно встретить на лайнерах той же компании.
В 2019 году нам с женой посчастливилось совершить чрезвычайно интересное плавание по Тихому океану с Гавайских островов в австралийский Сидней на лайнере «Radiance of the Seas». В таком маршруте, разумеется, было довольно много ходовых дней в океане. Компания Royal Caribbean, понимая это, постаралась предоставить пассажирам максимум возможностей для игр и развлечений на борту. Про одну из игр – в бильярд – я и расскажу.
На «Radiance of the Seas» есть бильярдная – салон в винтажном стиле с двумя игровыми столами. На первый взгляд – столы как столы.
Но на подходе к Новой Зеландии наш лайнер попал в 10-балльный шторм. «Radiance of the Seas» - кораблик не маленький, 90 тысяч тонн, но всё равно на верхних палубах качка была весьма ощутимой. И бильярдные столы внезапно ожили: заурчали и зашевелились! Стало прям как-то даже не по себе…
Как оказалось, бильярдные столы имеют систему стабилизации, обеспечивающие строго горизонтальное положение столешницы при любом крене и дифференте. Столешницы посередине закреплены на шаровом шарнире, а два гравитационных датчика, расположенные один на палубе, а другой на внутренней плоскости столешницы, действуют как своего рода «электронные глаза», непрерывно отслеживающие динамику судна в режиме реального времени. Информация от них поступает в компьютер, а тот в свою очередь управляет сервоприводом, выравнивающим стол за доли миллисекунды, то есть практически мгновенно.
Если верить представленному фирмой RCI описанию, то эта продвинутая технология была разработана для стабилизации плавучих нефтяных платформ в Северном море, чтобы удерживать их на месте во время шторма. Однако похожие по принципу действия системы стабилизации появились на военных кораблях задолго до того, как в Северном море нашли нефть. Сначала были созданы стабилизированные зенитные артустановки, затем – посты управления огнём и антенны РЛС. Первая серийная 37-мм зенитная установка LC/30, стабилизированная в трёх плоскостях, была принята на вооружение Кригсмарине ещё в 1935 году.
К тому, что военные технологии нередко входят в нашу жизнь, мы уже привыкли. Но применение столь сложной и дорогой электронно-механической системы лишь ради возможности погонять шары во время шторма меня, честно говоря, удивило. А компания Royal Caribbean лишний раз подтвердила, что в круизном мире является лидером в области технических инноваций.