Найти тему

Без суда и следствия

<a href="https://ru.freepik.com/photos/cafe">Cafe фото создан(а) freepik - ru.freepik.com</a>
<a href="https://ru.freepik.com/photos/cafe">Cafe фото создан(а) freepik - ru.freepik.com</a>

Ольга с компанией бывших однокурсников сидела в кафе и с удивлением слушала историю подруги.

Несколько месяцев назад Надя – так звали подругу – попала в небольшое ДТП. Ничего серьезного, но страховая компания почему-то тянула с выплатой возмещения. И вот сейчас Надя рассказывала, что меньше, чем через 3 месяца с момента аварии, ей удалось получить выплату в полном объеме, не потратив ни рубля и не обращаясь к юристам.

Сама Ольга хорошо помнила, как пять лет назад разбила машину, застрахованную по КАСКО, и потом полгода платила юристам и ждала решения судов – сначала первой инстанции, потом апелляции. Свои деньги она получила, но сил (и средств) было потрачено немало. И поэтому Ольга сначала отнеслась к рассказу подруги с недоверием.

В ходе разговора выяснилось, что для взыскания страхового возмещения Наде не пришлось обращаться в суд. Все, что от нее потребовалось – сначала направить претензию в страховую, а затем – обратиться к финансовому уполномоченному, который внимательно изучил материалы дела и вынес решение в пользу Нади. Про финансового уполномоченного все в их дружной компании слышали впервые…

Кто такой финансовый уполномоченный?

Эта должность – уполномоченного по правам потребителей финансовых услуг – появилась в России относительно недавно, в 2018 году. Именно поэтому Ольга, Надя и их друзья раньше ничего о нем не знали. Финансовый уполномоченный решает значительную часть споров между финансовыми организациями и их клиентами, и в большинстве случаев потребителям финансовых услуг не нужно обращаться суд. Это касается не только споров со страховщиками. Финансовые организации - это и банки, и негосударственные пенсионные фонды, и ломбарды, и микрофинансовые организации, и кредитные потребительские кооперативы.

Конечно, финансовый уполномоченный рассматривает далеко не все спорные ситуации. Его компетенция строго определена федеральным законом от 04.06.2018 № 123-ФЗ «Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг» (далее – Закон о финансовом уполномоченном). Если спор относится к компетенции финансового уполномоченного, то миновать стадию досудебного урегулирования и сразу пойти в суд нельзя. Однако это не лишает потребителя права на судебное рассмотрение: если решение финуполномоченного не устроит одну из сторон, можно обратиться в суд.

Для чего был создан институт финансового уполномоченного?

Россия – не единственная страна, где существует практика досудебного урегулирования споров с финансовыми организациями. Опыт работы финансовых уполномоченных в других странах (например, Германия, Франция, Канада) показывает, что благодаря ему значительно снижается нагрузка на суды и ощутимо сокращается срок рассмотрения спора.

Нередко людям – потребителям финансовых услуг – просто не по силам тягаться с крупными (и не очень) игроками рынка. Практически сразу после возникновения спорной ситуации у человека возникает выбор: или нести дополнительные расходы (оплата судебных издержек, юридической помощи) и долго ждать непредсказуемого результата, или просто отступить и не бороться за свои права. Очень многие, к сожалению, выбирают второй путь. И это оставляет у потребителей чувство разочарования и незащищенности, а для финансовой организации это знак, что можно и дальше пренебрегать выполнением своих обязательств перед клиентом.

Появление финансового уполномоченного в корне меняет эту ситуацию, ведь процесс защиты потребителем своих прав перестал быть сложным, дорогим и долгим. Подать обращение можно самостоятельно, без помощи юристов. Рассмотрение для потребителей финансовых услуг бесплатно. Стандартный срок от принятия обращения до вынесения решения – 15 рабочих дней.

Процесс подачи обращения очень прост. Это можно сделать, находясь в любой точке земного шара. Финансовый уполномоченный принимает обращения не только в письменном, но и в электронном виде. Причем второй вариант, как более быстрый и удобный, выбирает абсолютное большинство потребителей финансовых услуг.

За 2,5 года существования института финансового уполномоченного на рассмотрение поступило свыше полумиллиона обращений. И он настолько хорошо себя зарекомендовал, что идет активное обсуждение изменений в законодательство, которые расширят сферу компетенции финансового уполномоченного.