Найти тему
Марфа Сергеевна

"Женские" книги

Есть три "женские книги", которые я нежно люблю и регулярно перечитываю. Они позволяют мне вынырнуть из будничной жизни, перезагрузиться, на что-то настроиться, а что-то внутри себя отпустить. Книги такие: "Бегущая с волками" Клариссы Эстес, "Я у себя одна, или Веретено Василисы" Е. Михайловой и "Сказки для беспокойных" Марии Фариса. Для меня эти книги примерно об одном: о внимательном отношении женщины к своему внутреннему миру, о его сложности, глубине. Внешняя, а теперь и виртуальная жизнь заслоняет потаенную жизнь души. Где там моя первозданная, дикая женщина? Не до нее сейчас, скользим по поверхности.

Но иногда приходит время открыть одну из книг. "Бегущая с волками" - самая фундаментальная из них, просто уму непостижимо, какую работу проделала автор, исследуя женский архетип в мифах и сказаниях.

Вот несколько цитат из предисловия и введения. "Все мы тоскуем по первозданному. Культура предлагает не слишком большой выбор противоядий от этой тоски. Нас научили стыдиться подобных влечений. Мы отпустили длинные волосы и привыкли скрывать под ними свои чувства. Но днем и ночью за нашей спиной таится тень Первозданной Дикой Женщины. Где бы мы ни ступали, эта тень крадется следом и - определенно - опирается на четыре лапы".

Первозданная Женщина у Эстес похожа на волчицу: "Женщины и волчицы родственны по своей природе: они пытливы, наделены огромной выносливостью и физической силой. Им свойственны глубокая интуиция, тщательная забота о потомстве, о своем супруге и о сообществе в целом. Они искусно приспосабливаются к непрерывно меняющимся обстоятельствам, бывают неистовы в своей верности и чрезвычайно отважны". Очень привлекательный для меня женский образ. Не слабость, а сила.

А вот о тех женщинах, у которых нарушена связь с первозданной силой души. Они чувствуют себя истощенными, утомленными, испуганными, слабыми, хрупкими, бессильными, глубоко погрязшими в быту, в интеллектуальных дебрях, работе или инерции, - "поскольку это самые безопасные места для того, кто утратил инстинкты". (Есть о чем подумать: быт, интеллектуальные дебри, работа - все на одной доске).

"Мы не для того приходим в этот мир, чтобы прожить свой век тщедушными созданиями с жалкой прической, неспособными к прыжку и погоне, к деторождению, к сотворению жизни". Так и есть.

Перечитываю книгу в который уж раз - пятый что ли? Но в этот раз медленно.