Не стоит думать, что у американцев теперешние дела по поводу «русско-украинского вторжения» затмевают все остальные заботы. Они живут не так. Остальной мир всегда был для них лишь некой размытой областью на границе периферийного зрения.
Чтобы понять этот их стиль в отношении той же политики, очень стоит посмотреть новый фильм с Ди Каприо «Не смотрите вверх» (Don’t Look Up).
Если уж там в интерьерах Белого дома интеллигенты показывают друг другу «факи», а высокие чиновники спекулируют жареными орешками...
Утрировано, конечно, но стоит поглубже постигнуть символику этого дофенизма. Вот, в руководстве страны стало известно, что к Земле приближается комета всеразрушающей силы. Однако эту новость не находят достойной даже для популярного развлекательного ток-шоу. Ученые в стрессе от того, что не могут донести до людей понимание грядущего апокалипсиса.
Украина нынче вполне уподобилась той самой комете, которая неожиданно стала угрожать уничтожением всему человечеству. Не сама – из-за складывающейся политики, разумеется.
Но почему в центр внимания мировых игроков попала именно Украина? И вот тут опять напрашивается сюжетная параллель, уже обыгранная четверть века назад в классическом фильме «Виляй собакой» (Wag the Dog) с Де Ниро и Хоффманом в главных ролях.
Как и в «Не смотрите вверх», США - накануне выборов. А президент увяз в обвинениях самого неприглядного толка. На публику грозят выплеснуться подробности его сексуального домогательства. Это не просто крах… Чтобы как-то отвлечь общественное внимание на пару решающих дней, в команде президента созревает план фабрикования громкого военного конфликта.
Быстро придумывается угроза некой террористической заварухи. Жертвой для этого выбирается… Албания. Почему?
Вот показательный диалог из фильма:
« — Мы сможем допустить войну?
— До нее дело не дойдет. Будет только видимость, что идет война.
— А как рассказать об этом американскому народу?
— Ну, а что им известно о войне в Персидском заливе? Видео, как падает бомба на жилой квартал? Такое здание можно построить из конструктора Lego… Это общая идея.
— Но если война, то с кем?
— С Албанией!
— С Албанией? Почему же с ними?
— А почему нет? Что тебе известно об этой стране?
— Ничего.
— В том-то и дело. Их считают хитрыми и нелюдимыми. Кто знает об Албании? Кто верит албанцам?
— Да, у нас нет выбора. Нужно хвататься за эту идею…»