Найти тему
Литература о жизни

"К Чаадаеву" Пушкина. От "юных забав" к вере и чести.

Вместо эпиграфа.

В чуть более позднем стихотворении, посвященном "Чаадаеву" (1821), Пушкин признается:

О неизменный друг, тебе я посвятил

И краткий век, уже испытанный судьбою,

И чувства — может быть спасенные тобою!

И правда, Пушкин, как и многие другие, испытал огромное влияние Чаадаева. Ведь уже в 1818 году прогремело послание "К Чаадаеву", которое мы будем сегодня анализировать, ставшее главной песнью развивашегося тогда движения декабристов.

Уже в 19 лет, создавая данное послание, юный поэт понимает, что "тихая слава" - оказывается, не для него. Он уже чувствует, как к нему взывает нечто более могучее, слава менее "тихая". В данном контексте это - отчизна. В других более поздних стихотворениях появятся и более философские вещи, которые тоже взывают к поэту - поэтическая воля, мощь таланта ("Узник", 1822), или сам глас Божий ("Пророк", 1826).

Любви, надежды, тихой славы
Недолго нежил нас обман,
Исчезли юные забавы,
Как сон, как утренний туман;
Но в нас горит еще желанье,
Под гнетом власти роковой
Нетерпеливою душой
Отчизны внемлем призыванье.
Мы ждем с томленьем упованья
Минуты вольности святой,
Как ждет любовник молодой
Минуты верного свиданья.
Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы,
Мой друг, отчизне посвятим
Души прекрасные порывы!
Товарищ, верь: взойдет она,
Звезда пленительного счастья,
Россия вспрянет ото сна,
И на обломках самовластья
Напишут наши имена!

Происходит пробуждение души и возмужание таланта, и исчезают "обман", "сон", "туман". Поэт осознает свое призвание, в данном случае на уровне политики и общества.

Величие души Пушкина в том, что у него потребность чему-то важному и необходимому себя посвятить. Как и его друзья декабристы, он не боится и собой пожертвовать в случае необходимости. Он не может просто писать красивую поэзию и жить для своего удовольствия, хотя мог бы. Его натура желает приносить пользу обществу, что всегда отличает истинного лидера и Человека с большой буквы:

Пока сердца для чести живы, Мой друг, отчизне посвятим Души прекрасные порывы!

В любом коллективе, будь то учебный класс, предприятие, или большая страна, всегда есть просто обыватели с одной стороны, и есть активные участники, мыслящие себя живой частью целого, неравнодушные ко всему происходящему и желающие действовать ради общей цели. Это не значит быть обязательно активистом внешне. Это значит внутри быть неравнодушным прежде всего к чему-то другому, кроме самого себя.

Интересно, как здесь уже всплывает то замечательное понятие чести, которое с особой силой проявится и в самом позднем прозаическом произведении Пушкина, "Капитанская дочка". (Мне, кстати, особенно нравится, как об этом понятии в "Капитанской дочке" рассказывает профессор Ужанков).

Наверное, никто, как Пушкин, так точно не выразил состояние души всех тех, вплоть до 1863 года, а потом и дальше, кто искренне ненавидел крепостное право и угнетение народа вообще:

Мы ждем с томленьем упованья Минуты вольности святой, Как ждет любовник молодой Минуты верного свиданья.

Особая миссия Пушкина в данный момент действительности, в 1818 году, это вселить веру и энергию в других таких же, как и он, неравнодушных людей, в своих единомышленников. Он чувствует в себе возможность это сделать - таким образом помочь хоть в чем-то, хоть как-то - и у него это прекрасно получилось. Несмотря на всеобщую безнадежность - царствование Александра I после победы над Наполеоном укрепилось, и "самовластье" сильно как прежде. Но вера появилась благодаря стихотворению поэта, и эта горячая вера действительно в конце концов даст свои плоды:

Россия вспрянет ото сна, И на обломках самовластья Напишут наши имена!