Развитие интернет-технологий оказало серьезное влияние на все сферы деятельности человека. Банковские услуги – не исключение. После того, как Тинькофф полностью перешел на дистанционное обслуживание клиентов, другие банки также стали предлагать клиентам онлайн услуги.
Это действительно удобно. Сидишь дома перед ПК/ноутбуком, держишь в руках любой гаджет, подключенный к интернету и оформляешь кредит, делаешь переводы, пополнения находясь дома. Не нужно стоять в очереди, разговаривать с банковским сотрудником, тратить время и деньги на поездку в обе стороны!
Однако, с другой стороны, ты не знаешь, кто на «другом конце провода». Чаще всего, потребители дистанционно общаются не с сотрудником банка, а с роботом. Зная об этом, мошенники стали разрабатывать схемы с использованием робота для кражи денег со счетов клиентов банка!
Насколько это серьезная проблема?
Центробанк заявил, что в 2019 г. было заблокировано почти 14 тыс. номеров, с которых преступники делали обзвон банковских клиентов. Несмотря на это, в 2020 их количество выросло до 26,4 тыс. Рост продолжился и в начале 2021 г. ЦБ инициировал блокирование уже 42 тыс. номеров только за первый квартал! Однако это не помогает. В сентябре-ноябре 2021 количество преступных обзвонов, по сравнению с первым кварталом, увеличилось в 35 раз!
Исследования Who Calls провела компания Kaspersky и рассказала газете «Известия». Крупнейшие банки страны подтвердили эту тенденцию, а их эксперты уверены, что в 2022 г. ожидают новый рост активности со стороны злоумышленников. Генпрокуратура также заявила, что в 2021 г. за период январь-ноябрь было выявлено 289 тыс. (!) телефонного мошенничества с применением современных технологий.
Почему мошенники предпочитают использовать робота?
По мнению ЦБ, причины популярности данной схемы мошенничества следующие.
1. Бдительность клиентов ослабляется. Злоумышленники поняли, что, когда с потенциальной жертвой сразу связывается человек, люди дают отбой, быстро прерывая разговор.
2. Повышается «конверсия». Уровень доверия россиян к цифровым роботам выше, чем к живым операторам.
3. Стоимость схемы низкая. Общие расходы можно снизить до трех раз. Эксперты заявляют, что роботизированный обзвон дешевле ручного в пределах 50–70 раз. Умные мошенники могут запросто создать робота для обзвона. Потому что в широком доступе имеются все необходимые инструменты. В Call-центре кредитных организаций работает робот. Преступники записывают его голос и говорят другие фразы, используя нейронные сети и математические модели, найденные в сети!
Организуется собственный сервер и арендуется инфраструктура. А дальше – дело техники.
Каким способом мошенники крадут ваши деньги ?
Мошенническая схема, следующая:
- Преступники звонят клиенту банка.
- «Робот банка» говорит, что со счета клиента было выполнено какое-то действие (например, запрос на кредит либо на перевод денег).
- Далее просят нажать на «1» либо «2» в тональном режиме. Единичка – клиент запрашивал операцию, двойка - нет. Естественно, человек нажимает на «2» и с ним уже начинает разговор «специалист службы безопасности финансовой организации».
Цели разные:
- выманить деньги;
- платежную информацию (к примеру, код CVC);
- код из SMS-сообщения и пр.
Как противостоять злоумышленникам?
Как правило, мошенники применяют роботизированные обзвоны, похожие на банковские. Обычным клиентам трудно отличить, где настоящий робот, а где - фейковый. Поэтому рекомендуем верифицировать внешние звонки, если к вам обратились с вопросами по счетам и/или платежам.
Не советуем раскрывать перед роботом и незнакомыми людьми секретную информацию:
Коды (SMS, ПИН, CVV);
№ пластиковой карты и срок её действия;
Логин и пароль от ЛК;
Кодовое слово;
Имя владельца платежного инструмента.
Как бы вас не пугали, нужно позвонить на телефонный номер, указанный на портале банка либо его карте. К примеру, еще в апреле 2021 г. специалисты Сбербанка заявили, что они связываются с клиентами с номера 900. А злоумышленники, выдававшие себя за сотрудников Сбербанка, звонили с номеров, начинающихся на +7 495/499.
Поэтому будьте бдительны, и, если звонят с незнакомых номеров, ничего не нажимайте и не передавайте!
Интересная тема? ❤️Ставьте лайк и мы узнаем, что вас интересует больше всего!
👉 Подписывайтесь на канал — здесь много полезного.
Еще больше информации про банки и инвестиции смотрите на нашем сайте 1000bankov.ru ◅