Безумно интересный с моей точки зрения комментарий промелькнул во вчерашней публикации.
Основная его мысль — нынешние дети и подростки позволяют себе то, что раньше — ни-ни! В том смысле, что ведут себя гораздо, ну вот гораздо хуже, чем «те, что раньше».
И вот в чем «интересность» -то…
На автомате так и тянет с этим согласиться. Надуть важно щеки и сообщить:
— О дааа, мы-то такими не были.
Но если хоть немножко призадуматься, возникает вопрос — а какими? Что нынешние дети и подростки вытворяют такого, что раньше «в страшном сне не увидишь»?
Я вот вспоминаю себя и свое окружение. Мы все относились к более-менее среднему классу и ребят из откровенно неблагополучных семей среди нас не было. Ну, в школе, конечно, имелись, однако именно их все равно нельзя было назвать источником всех неприятностей.
Ну, а дальше…
Жестокие драки среди школьников были. Очень жестокие, причем.
Социальная рознь, когда делились на компании-касты-группы по каким-либо признакам, при этом между этими компаниями начиналась ожесточенная «война» — тоже были.
Школьная травля — буллинг, как именуют нонче — присутствовала. Просто говорить о ней было не принято, и считалось, что дети-подростки обязаны справляться с ее проявлениями сами.
Воровство — присутствовало. Периодически в школах вспыхивали скандалы, что кто-то в раздевалках шарит по карманам, и педагоги начинали напоминать, что нечего оставлять в них мелочь. Иногда из раздевалок пропадали вещи — модные кеды-кроссовки, «понтовые» куртки… Натуральные меховые шапки (а они были очень модны среди старшеклассников) в раздевалках не оставляли. Носили с собой.
Кстати, было время, когда шапками — вернее, их кражами на улицах, когда шапку срывают с прохожего — промышляли именно школьники. Причем даже не старшеклассники, а средняя школа. На моей памяти парочка таких «банд» в районе была, причем, когда нескольких разбойников малолетних поймали они из вполне приличных семей оказались.
Садисты среди детей и подростков тоже были.
И ранние беременности случались — то есть, дети и подростки рано вступали во «взрослую жизнь». Те, кто ездил в летние лагеря в качестве воспитателей и вожатых могут рассказать десятки историй, как им приходилось ночами нести караул вокруг девчачьих «палат» и вылавливать по кустам ускользнувшие от бдительного ока парочки.
И да, насилие в этом вопросе тоже присутствовало…
Про курение и пьянки упоминать не буду. Да, до девяностых алкоголь и сигареты добыть было сложнее, однако и курили и пили… И даже гордились этим.
Помнится, в журнале «Пионер» в 1989 году печатали повесть — «Круг» она называлась. Об обычном старшем классе московской школы. Так все эти явления (кроме, пожалуй, уголовки) присутствовали. Хотя насчет того, что уголовки герои не совершали… В конце повести одна из героинь попадала в больницу, и, хотя то, что с нею сделали по наущению сверстников описывалось очень скромно (процитировать не могу, правила платформы это запрещают), осталось неприятное ощущение как раз таки деяния, предусмотренного УК.
То, что раньше подростки тоже были далеко не идеальным (несмотря на отсутствие интернета, Моргенштена, разлагающего влияния Госдепа, и наличие наказаний как обыденного явления) отрицать можно, зажмурившись и топая ногами, как и доказывать, что я все вру. Однако самим перед собой такому отрицателю стыдно не будет за «выборочный» склероз?
И вот в связи с этим у меня вопрос — а что позволяют себе нынешние подростки такого, что «в страшном сне раньше не приснилось бы»?