Буддизм не очень распространен на европейской части нашего континента. Однако есть уголок, который почти полностью занимают буддисты. Это, конечно, не Европа, а Калмыкия. Именно здесь, в Элисте, расположена самая самая большая на Западе статуя Будды. Но давайте по порядку.
Элиста - столица Калмыкии, и я попала в нее не случайно. Мне хотелось увидеть и прикоснуться к настоящим буддийским святыням. Не знаю уж, почему: может, потому, что мой брат утверждает, что он буддист, может, повлияло мое увлечение эзотерической литературой во времена студенчества. Словом, не терпелось посмотреть на всю эту китайщину. Но в Китай ехать желания не было. Был выбор: отправиться в Бурятию либо в Калмыкию. Так получилось, что в Калмыкию выбраться удалось быстрее.
Поскольку я очень удачно познакомилась с местной жительницей и даже поселилась у нее, знакомство с буддизмом началось не понаслышке. Женщина очень долго и проникновенно рассказывала, что это такое. Как я поняла, буддизм - это не столько религия, сколько философия жизни. И главное - вести себя так, чтобы в следующей жизни приблизиться к выходу из колеса сансары. Колесо сансары - это не благословение, как думают многие европейцы и далекие от буддизма люди. Это не вечная смена одной жизни на другую. Это колесо-тюрьма, которую содержит демон. И люди, и демоны, и духи, и животные, и даже боги и полубоги живут в этой ловушке. Ведут себя ужасно - падают на нижние уровни. Ведут себя лучше - продвигаются к высшим. Но и высшие - это тоже тюрьма. А чтобы ее покинуть, необходимо отказаться от всех земных страстей и привязанностей и выйти в Нирвану. Это и сделал Будда. Само слово «Будда» на санскрите значит «пробужденный» - тот, кто смог пробудиться и выйти из колеса Сансары. Всё это стало для меня открытием. Но главные потрясения ждали впереди...
Самым удивительным, конечно, стало посещение Золотой обители Будды Шакьямуни - главного храма буддийской Элисты.
Раньше, до посещения Калмыкии, я полагала, что все буддийские храмы называются дацанами. Это не так. Дацан - это монастырь буддийских монахов. А храмы называются хурулы. Так что Золотая обитель Будды Шакьямуни - это центральный хурул Калмыкии. Главный буддийский храм.
Это потрясающее сооружение, доминанта на местности. Его островерхую золотую крышу можно видеть издалека. Хурул окружает невысокая, чуть выше роста человека, но крепкая стена с несколькими изящными коваными воротами.
Я по незнанию зашла через северные (во всех буддийских храмах принято заходить через южные).
Первое, что бросилось в глаза - это удивительная ухоженность территории. Всё было новое, вокруг цветы и красота. А также вокруг храма есть 17 статуй будд. Да, будда был не один. Не только тот, которого все знают - Сиддхартха Гаутама. Будд, или пробужденных, гораздо больше.
В северном буддизме буддой может стать любой монах, отринувший привязанности и страсти. В южном буддой может быть и женщина (южный буддизм распространен в Таиланде, например). Так вот, на своих пьедесталах, в беседках, восседают в позе лотоса величественные золотые статуи. Они поставлены в честь известных учителей буддизма, достоверно существовавших личностей. Под каждой статуей - табличка, поясняющая, что за будду вы можете лицезреть.
Подойдя к южным воротам, я поняла, что вход - именно здесь. Все ворота были украшены ки-меринами, то есть «конями ветра» - буддийскими молитвенными флажками.
А над самими воротами можно было увидеть колесо сансары и ланей, которые сыграли в жизни Будды Сиддхартхи Гаутамы главную роль в пробуждении. История такова, что много лет царевич Гаутама жил во дворце и видел только здоровых и молодых людей. Но, выйдя на охоту на ланей за пределы дворца, увидел и больного, и старого, и даже мертвого человека. Таким образом он понял, что жизнь - не то, что ему показывают, принял обет аскетизма и отправился в уединение. Все это мне рассказал экскурсовод. Он тоже урожденный калмык, и рассказывал он очень увлекательно. Что уж запомнила, то вам и передаю. Подробнее можете почитать в интернете и в буддийских трактатах.
Также над воротами с обратной стороны - главная мантра буддизма «Ом мани падме хум», или, буквально «О, жемчужина, сияющая в цветке лотоса». Ее повторение может привести к «пробуждению» и выходу из тюрьмы Сансары.
За южными воротами ждет потрясающая картина. Здесь... Водопад!
Сначала, конечно, привычный Цаган Ава - Белый дедушка. Калмыки замысловато кланяются ему, сложив ладони и проводя ими над головой, ко лбу и к сердцу по полукругу. Кладут перед статуей конфеты.
А за ним водопад. В степи вода считалась потрясающим богатством. Потому в истоке рукотворного водопада сидит Кубера - бог богатства. Боги, надо сказать, в буддизме - вовсе не бессмертные неосязаемые сущности. Они просто живут очень, очень долго и наделены сверхъестественными силами.
Далее - ступени ввысь и ворота храма.
У ворот - степные стражи, ирбисы. Им тоже оставляют конфеты и сласти.
А вот внутри... Внутри что-то потрясающее, но фотографировать запрещено... Я фотографировать не стала, однако кое-кто стал, и фото я вам покажу чуть позже.
Сначала о росписи на стенах. На стене у входа расположено изображение колеса Сансары в деталях. Есть 6 миров. Первые три - низшие. Это мир адских существ, мир голодных духов и мир животных. Голодные духи - вечно голодные существа с очень узким горлом, не могущие насытиться и страдающие от этого. Четвертый мир - мир людей. Пятый и шестой миры - миры полубогов и богов. Над этим всем - демон, держащий клетку сансары, а также Будда, освободившийся от оков. Перед этой картиной буддисты простираются ниц. Они не кланяются, а ложатся, потому тут есть специально оборудованное линолеумом место.
На других стенах - деяния Будды Гаутамы. И некоторых прочих, наверное.
И, конечно, колоссальная статуя Будды Шакьямуни, покрытая золотой краской! Потрясающий вид. Можно стоять долго и проникаться величием. Тут же разложены подношения: сладости, цветы, молоко, конфеты. Горят лампады.
Будда Шакьямуни - это тот самый, известный нам царевич Сиддхартха Гаутама. Почему Шакьямуни? Это значит «Из рода Шакья». В целом, это основатель буддизма, или серединного пути. Для него не нужно предаваться суровому аскетизму или впадать в религиозное неистовство. Нужна золотая середина: всего в меру.
Пожалуй, меру будем соблюдать и с данным рассказом. Поэтому у о других святынях Калмыкии - в следующий раз.
Продолжение следует...
Галина Девятова