Андрей Андреевич Понизовкин (1874 – после 1933) – председатель правления Промышленно-Торгового Товарищества «Никиты Понизовкина сыновья» вблизи Ярославля, один из учредителей Московско-Волжско-Бакинского Нефтепромышленного товарищества, член Московского автомобильного общества, Политехнического общества, Общества любителей художеств и Русского фотографического общества.
Увлечении фотографией Андрея Понизовкина и посвящена эта небольшая статья.
После национализации заводов и недвижимости братьев Понизовкиных всё их имущество (а скорее всего не всё) было описано и тщательно запротоколировано. Среди множества домашних вещей в доме Андрея Понизовкина обращают внимание принадлежности для фотографии: фотоаппараты, стереоскоп с кассетами и пластиночным магазином, тренога, фотобумага Velox и Seiko, химикаты, увеличительный аппарат с рамками и кюветами, стаканчик для сушки негативов, стекло красное на лампу, журналы «Фотографическое обозрение», «Фотограф любитель» и многое другое.
Андрей Понизовкин испытывал различные виды химикатов для проявки плёнок и фотографий в зависимости от характера негатива и времени экспозиции. В широко известном журнале «Фотограф-любитель», издававшемся в Санкт-Петербурге, в 1907 г. было опубликовано его письмо для начинающих фотолюбителей об особенностях использования кислого амидолового проявителя как для пластинок и плёнок, так и для бумаги на основании собственного опыта.
Андрей Андреевич с младшим братом Владимиром в 1912 г. был избран Действительным членом Русского фотографического общества в Москве (РФО).
После национализации он жил в Москве, работал в советских учреждениях, но в 1923 г. из-за болезни он был вынужден оставить службу и вернуться к своему увлечению уже как к способу заработка. В документах тех лет он значился как фотограф-кустарь на дому, в 1931 г. работал фотографом на станции механизации ВИМ в Подмосковье.
Предлагаю вашему вниманию три фотографии (без обработки) из дореволюционного альбома Андрея Андреевича.
Эти фотографии из сохранившегося до нашего времени небольшого альбом с работами А. А. Понизовкина хранятся сейчас в музее села Вятского https://xn----ctbjbwjreuef9m.xn--p1ai/projects/novaya-kategoriya/novaya-kategoriya-1/. Но остальной его фотоархив бесследно исчез.
Недавно удалось найти краткое упоминание о фотоархиве Понизовкина в документах Государственного архива Ярославской области.
Вот что сообщало заводоуправление в письме в завком Волжского химического завода 21.12.1919 г.:
«Препровождаем заявление Ф. Г. Ефимова относительно передачи ему на хранение фотографических работ и принадлежностей А. А. Понизовкина, т.к. для хранения не имеем подходящего помещения.
Работы А. А. Понизовкина действительно представляют культурный и технический интерес.
Во избежание их порчи заводоуправление находит целесообразным передать их на хранение Ефимову по описи...».
Следов того архива, да и самого Ефимова отыскать не удалось до сих пор.
Я уже писал об этом в соцсетях в надежде, что найдутся потомки Ф.Г.Ефимова из посёлка Красный Профинтерн, но тоже безуспешно. Никто не помнил такого.
Недавно при внимательном изучении общей заводской фотографии 1915 г. я все же обнаружил портрет Ф. Г. Ефимова. А позднее – и коротенькую информацию о нем самом.
Оказалось, что Фёдор Г. Ефимов, служащий завода Понизовкиных, был призван на военную службу в период Первой мировой войны в звании прапорщика, был ранен, в результате чего потерял одну ногу. Три месяца находился в австрийском плену. После возвращения жил (возможно находился на лечении) в Санкт-Петербурге, откуда написал письмо Андрею Андреевичу Понизовкину с просьбой вернуться на работу после выздоровления и получения протеза. Просьба была удовлетворена. Так его портрет попал на это фото.
Я все ещё не теряю надежду найти потомков Фёдора Г. Ефимова из пос. Красный Профинтерн Некрасовского района Ярославской области (ранее – д. Гузицыно (Бор-Понизовкино) Даниловского уезда Ярославской губернии) и обрести утерянную коллекцию негативов и фотографий, сделанных купцом 1 гильдии Андреем Андреевичем Понизовкиным в самом начале XX века.