После перестройки и буйных 90-х годов казалось в начале 2000 граждан нашей страны, в том числе и военнослужащих российской армии и флота, было уже ничем не удивить. Но 2007 год показал, что нет предела вариантам "оптимизации", когда во главе Министерства обороны был поставлен А.Э. Сердюков. И раньше в системе управления российского государства бывали периоды, когда то или иное ведомство возглавлял "честный партиец", "идейный ленинец", но абсолютный дилетант в той или иной сфере. Это удивляло, раздражало, вызывало недовольство, и мысли - "почему" и "откуда это взялось". Не могу сказать истоков таких подходов, но эта беда (если так рассматривать) характерна не только России. Достаточно вспомнить, что Урсула фон дер Ляйен, министр обороны Германии (2013-2019 годы), Председатель Еврокомиссии (с 1 декабря 2019 года) - медик по образованию; Аннегре́т Крамп-Ка́рренбауэр - министр обороны Германии с лета 2019 года по настоящее время, по образованию - юрист, магистр искусств; Флоранс Парли - Министр Вооруженных сил Франции с 2017 года, выпускница Национальной школы администрации, и т.д. Прошу понять, я не против женщин в политике, но руководящие должности, вероятно, лучше занимать людям, имеющими хотя бы соответствующее образование. В этом случае наш Сердюков хотя в армии служил, хотя и ефрейтором (не надо аналогий) и затем прошел ускоренную подготовку по вопросам военного управления.
Стало интересно, неужели это современные тенденции в мировом развитии цивилизации, однако подобные "кадровые решения" имели место и ранее, а их последствия не приносили особой пользы. Давайте познакомимся с одним таким "случаем", который произошел в одной крупной европейской стране в начале ХХ века. Пока называть страну не буду, и не за инициалами скрою главных действующих лиц. А вы уважаемые читатели, попробуйте догадаться что это была за страна. В конце рассказа, конечно все будет названо своими именами. И конечно, ситуация будет касаться вопросов управления флотом.
Итак, в первые годы ХХ века новый премьер-министр одной страны Э.К. ради голосов "Партии РиР-С" взял в правительство известного политика - К.П. Выбирая между портфелями, премьер-министр не рискнул доверить этому политику Министерство общественных работ, так как это подразумевало бы регулярную работу с национальными "железнодорожными баронами", с которых (по крайней мере, по слухам) ранее К.П, вымогал деньги под угрозой написания критических статей. Так этот политик-радикал, считавший себя ярым поклонником новых идей «МШ», получил портфель морского министра. Причина простая - вымогать у имевших по европейским меркам скудное жалование адмиралов было нечего.
Но тут главной проблемой оказалась, не физическая и моральная нечистоплотность нового министра, не его приверженность теряющим популярность теориям, не стремление защитить налогоплательщиков от расхода средств расточительными адмиралами. Даже не отказ от учета чужого мнения в случаях, когда сам К.П. в вопросе не разбирался совершенно, и не назначение на посты людей на основе лишь их лояльности и готовности соглашаться с министром - хотя все это едва ли помогало управлению флотом. Хуже всего было то, что К.П. не имел и не выработал за все время пребывания на посту министра хоть сколь-нибудь упорядоченной и последовательной концепции развития флота.
Не представляя, как и какую военно-морскую политику ему проводить, К.П. спустился на уровень ниже - личного принятия сиюминутных решений, для которых за глаза хватало полномочий чиновников и комитетов. В кратчайшие сроки такое управление довело до бешенства людей, которые реально занимались руководством флота, которых К.П. считал "аристократами, клерикалами и реакционерам" и мечтал от них "защитить свою свободную страну".
Первым К.П. вышвырнул с поста морского префекта крупного города - ВМБ флота вице-адмирала Б.Б. - представителя семьи с долгими морскими традициями, считавшегося способным администратором, имевшим особый талант к решению деликатных задач. Причина простая - этот адмирал был не согласен с главой администрации города, где он служил. Следом должности лишился вице-адмирал М. посмевший высадить десант для защиты католических миссионеров в Китае. Следующим стал конфликт с вице-адмиралом Ж. , который чуть ли не буквально схватил за грудки этого министра -реформатора, за что тот чуть не лишил его традиционной высокой государственной награды.
Со скандалом в прессе К.П. разругался с Начальником морского штаба Б., подавшим после этого в отставку и ушедшим в политику. Наконец, дело дошло до того, что министр, в желании командовать буквально всем, несмотря на опасения офицеров, выгнал в море старый транспорт «ХХХХ», который погиб вместе со всем экипажем (это случай вообще заслуживает отдельной истории). Как вы понимаете такой поступок не улучшил мнение личного состава флота о министре.
Но одними моряками министр не ограничился. Вскоре после прихода к власти К.П. попытался сорвать имевшую силу закона кораблестроительную Программу 1900 года. И только поднятый в Палате депутатов вопрос позволил отстоять эту Программу для флота. Забавно, что чуть позже, все тот же К.П. в ответ на критику всякий раз утверждал, что причиной всех проблем является именно эта кораблестроительная Программа, которую ему "навязали" предшественники.
Разрушение стандартных схем управления флотом и использование вместо них «теневого кабинета» вызывало недовольство и приводило к обсуждениям воцарившего в управлении флотом хаоса в парламенте.
Прекращение больших маневров и учений, падение дисциплины серьезно сказались на боеготовности флота, что, на фоне начавшейся русско-японской войны, вызвало опасения колониалистов и предпринимателей относительно безопасности своих владений и капиталов в Юго-восточной Азии и на Дальнем Востоке.
В итоге даже журнал «МШ» «ЛМФ» ополчился против министра, заявив, что в управлении флотом К.П. ведом лишь доктринерством и заботами о переизбрании. Учитывая, что военный министр справлялся со своими задачами ничуть не лучше, остается удивляться, что поддержка правительства не сошла на нет еще раньше. Так или иначе, но вскоре, через два с половиной года после этого "кадрового эксперимента" премьер-министр К. подал в отставку, а с ним лишился поста и наш "перспективный политик" К.П. Его сменщику, занявшему пост морского министра Г.Т. пришлось в авральном режиме восстанавливать то, что "наработал" предыдущий "эффективный менеджер".
Как отмечено в источнике: его задача напоминала " ....задачу командира по срочному приведению в порядок корабля, простоявшего два года в резерве, за время которого часть систем демонтировали, а часть - угробили небрежением".
А теперь ответы на вопросы "Кто есть кто". Уверен, что читатели с первых строк статьи догадались, что речь идет о Франции периода 1902-1905 годов. А "действующими лицами и исполнителями" были: премьер-министр Эмиль Комб, Партия радикалов и радикалов-социалистов, морской министр Камиль Пеллетэн, "МШ" - "Молодая школа", крупный город - Тулон, префект Тулона - вице-адмирал Бонньер до Бомон, вице-адмирал Марешаль, вице-адмирал Жервэ, Начальник морского штаба Бьенэме, погибший транспорт - транспорт "Вьен", журнал "Ла Марин Франсез".
Для чего все это было здесь представлено? Вероятно, чтобы посмотреть на проблему управленческих кадров шире (и по топологии, и по времени), и чтобы понять, что проблема кадрового обеспечения системы руководства государством не имеет национальной окраски.
Подписывайтесь, ставьте лайки, кто желает - может и помочь, кнопка ниже (так то я не верю, что кто-то из читателей это делает), но так принято: