Найти тему
Библиотекарь

Мерзость запустения в книге пророка Даниила

Лет тридцать назад, когда я впервые прочитал книгу Даниила, отрывок девятой главы в общих чертах был понятен. Этому способствовали сотни комментариев в пространных фразах, объясняющих появление Христа и Его смерть, предсказанную пророком задолго до самого события. Особенно трудные аспекты, к коим относится витиеватое провозвестие 70-ти седмин, поделенные на три неравнозначных отрезка, множество деталей, связанных с гибелью Мессии, разрушением города, и наступлением так называемой "мерзости запустения" остались за бортом на долгое время и к этим вопросам я никогда более не возвращался. Мне в принципе понятно почему люди читающие трудные отрывки Библии, откладывают их в долгий ящик, чтобы никогда более не возвращаться к ним вновь. Тексты Дан. 9;24-27 можно отнести к достаточно сложному месту, и размышляя в течении этой недели, я вновь испытал чувство невозможности охватить все аспекты трех, коротких стихов, чтобы со всей ясностью понимать, все что в них вложено.

Начнем с того, что исследуемый нами вопрос "мерзости запустения" впервые в книге Даниила появляется именно в контексте пророчества о семидесяти седминах. Это одно из наиболее конкретных пророчеств, затрагивающие 490 лет (70х70) истории иудейского народа, вплоть до явления Христа и Его последующего распятия. Можно с уверенностью говорить о провозвестии гибели Иерусалима и Храма, упомянутое в этом важном отрывке, которое в полной мере произошло в эпоху иудейской войны 66-71 гг. н.э. Причем Сам Христос ссылался на текст книги Даниила, что можно видеть из чтения 24-ой главы евангелия от Матфея и других.

Существует сильное искушение считать отправной точкой начала "мерзости запустения" именно события, связанные с разрушением римскими войсками иудейского Храма и самого Иерусалима в 70-ом году первого века. Искушение весьма сильное, но думаю, следует подходить к этому вопросу с максимальной осторожностью. Несмотря на то, что остальные два случая упоминания фразы "мерзость запустения" намекают на некий пункт начала отсчета.

"..И поставлена будет им часть войска, которая осквернит святилище могущества, и прекратит ежедневную жертву, и поставит мерзость запустения." (Дан. 11:31).

"Со времени прекращения ежедневной жертвы и поставления мерзости запустения пройдет тысяча двести девяносто дней." (Дан. 12:11)

Это оставшиеся два случая упоминания слова "мерзость" во всей книге Даниила. Обратите внимание, тут есть намек на точку отсчета, особенно в последнем стихе.

Скажу сразу, (своего рода спойлер, выражаясь современным языком) на сегодняшний день нет ни одного сколь-нибудь вразумительного понимания, что означают сроки в 1290, 1335 дней, которые мы встречаем в последней (канонической) главе писания пророка. Повторюсь, сильное искушение считать 70-ый год началом эпохи "мерзости" остается, но что-то тут не так.

Само слово "мерзость" в том виде, как оно упоминается в тексте девятой главы, в Ветхом завете упоминается всего два раза. (Дан.9;27 и Ос. 9;10) Однокоренные слова мелькают гораздо чаще, 26 раз и во всех случаях (это очень важный аспект) слова, содержащие корень " šiqq" прямо указывают на идолопоклонство, как народов, живущих вокруг Израиля, так и самого израильского народа.

Вот список текстов, где появляется однокоренные слова, слову "мерзость".

Втор. 29:16, 3- Цар.11:5, 7, 4-Цар. 23:13, 24, 2-Пар.15:8, Иса. 66:3, Иер.4:1, Иер.7:30, Иер.13:27, Иер.16:18, Иер.32:34, Иез.5:11, Иез.7:20, Иез.11:18, 21, Иез.20:7,30, Иез.37:23, Дан.9:27, Дан. 1:31, Дан.12:11, Ос.9:10, Наум.3:6, Зах.9:7

Обратите внимание, большая часть ссылок приходится на пророческие книги Ветхого Завета, 22 из 26-ти. Проблема видимо была и остается весьма важной, если все крупные пророки упоминали о ней в своих Писаниях. Еще свежи были события разрушения вавилонскими войсками города и Храма, что отразилось в трудах Иеремии, Даниила и Иезекииля. Они чаще других связывали катастрофу израильского народа именно с тем, что поклонение Яхве, было смещено в угоду другим богам, и названных одним не приятным словом "мерзость".

Этот аспект, связанный с наступлением "мерзости запустения" волнует не одно поколение исследователей библейских пророчеств. Косвенно, в действиях "малого рога" в 7-ой главе, в 8-ой и в пророчестве 9-ой, мы видим прекращение ежедневных жертв, разрушения города, Храма, и установление мерзости, как своего рода метафору, конечное воплощение которой, простирается далеко за пределы событий иудейской войны, и о которой ангел, обращаясь к Даниилу сказал.

"Но ты сокрой это видение, ибо оно относится к отдаленным временам. " (Дан. 8:26)

Существует связь между 7, 8 и 9-ой главами, и в контексте одной статьи мы не можем рассмотреть все аспекты, но я повторюсь, действия "малого рога", "мерзость запустения" тесно связаны, и говорить о конкретных датах, личностях и действующих лицах было бы спекулятивно, в том смысле, что политика "малого рога" простирается в глубь христианской истории, и следы следует искать в тех местах, о которых не подозревает большая часть человечества.

"а мудрые уразумеют"...Дан.12;1

Все, что я читал, о чем думал, что выписывал для себя, как ни странно осталось за бортом данной статьи. Она является своего рода адаптированным вариантом, выводом из круговерти мыслей и образов. навеянных размышлениями и чтением. Да, тема весьма сложна, и я уверен, мы еще будем изучать подробности в дальнейшем.

Если желаете поддержать канал в это непростое время, буду очень благодарен.

Сбер: 4276 2200 1586 0243