Украина, Великобритания и Польша собираются организовать нечто вроде трехстороннего пакта «для сдерживания возможного российского вторжения» на Украину. Об этом было объявлено в ходе визита в Киев британского и польского премьеров Бориса Джонсона и Матеуша Моравецкого. Зачем им это?
«Вся Европа и весь западный мир должны объединиться вокруг дела суверенитета, независимости и территориальной целостности Украины», — заявил в Киеве премьер Польши Матеуш Моравецкий. Чуть позже к нему подтянулся британский премьер Борис Джонсон. Вылетев в Киев, он оставил за спиной дома полыхающий скандал, связанный с нарушением им и ближайшим окружением строгих антиковидных правил, соблюдения которых власти требовали от остальных британцев (на Даунинг-стрит, 10, оказывается, проводились вечеринки с превышением по численности присутствующих). В такой ситуации переключить внимание обывателя на внешнюю повестку — очевидный политический ход.
Пока «тройственное партнерство» не предполагает создания формального военного союза, однако Лондон и Варшава обозначили готовность взять на себя ведущую роль в Европе по снабжению ВСУ вооружениями — средствами ПВО, противотанковыми системами. Моравецкий, в частности, заявил, что Варшава готова предоставить ВСУ десятки тысяч артиллерийских снарядов и боеприпасов, ЗРК «Гром», легкие пехотные минометы и разведывательные беспилотники. Британия отправила на Украину военных инструкторов.
31 января Джонсон хотел созвониться с Владимиром Путиным, чтобы, как он говорил накануне, «убедить его отойти от края пропасти». Разговор не состоялся: британский премьер был вынужден задержаться в парламенте, где как раз слушался доклад специальной комиссии о вечеринках на Даунинг-стрит. Ну а потом уже не смог говорить Путин. Дела, знаете ли. Может, оно и к лучшему, что лидерам не удалось побеседовать. Поскольку российский президент не очень-то любит, когда ему начинают предъявлять подобные ультиматумы. Ни о чем хорошем они бы все равно не договорились в такой ситуации.
Пока вместо Джонсона (и отошедшей от политики Ангелы Меркель) от лица Европы с Москвой пытается говорить президент Франции Эммануэль Макрон. Возможна даже российско-французская встреча на высшем уровне в ближайшем будущем. Однако пока не похоже, что даже она как-то переломит решающим образом доминирующие сейчас, особенно в Восточной Европе, где тон в «украинской тематике» пытается задавать Варшава, антироссийские настроения. В ходе своего визита в Киев премьер Моравецкий повторил призывы не запускать в действие газопровод «Северный поток — 2». Президент Украины Зеленский подписал указ, который увеличит численность украинской армии еще на 100 000 военнослужащих в течение трех лет (сейчас численность ограничена числом 261 тыс.). Политический компас пока скорее указывает, по крайней мере, на военные приготовления, но не на мирное разрешение нынешнего обострения.