Для успеха в бизнесе важны многие аспекты: хорошая идея, надежные партнеры и контрагенты, умение правильно действовать в сложной ситуации. Но кадры по-прежнему решают все, поэтому одной из главных задач для предпринимателя остается подбор квалифицированных сотрудников. И порой можно столкнуться с их дефицитом. Сегодня расскажем, как преодолеть нехватку кадров.
Постановка вопроса
В первую очередь стоит уточнить, что проблема кадрового дефицита в России заключается не в недостатке образованных сотрудников, а в трудности их поиска. Отметим, что в индексе уровня образования, вычисляемом по методике ООН, наша страна находится на 33 месте. К тому же, статистика и опросы показывают, что половина работающих россиян трудится не по специальности. Это служит подтверждением того, что люди реагируют на запросы рынка. Они готовы получать новые компетенции и могут найти время и ресурсы для повышения квалификации.
Отнюдь не всегда при смене сферы деятельности и поиске работы люди руководствуются стремлением к самореализации. Большинство наших соотечественников ищут выгодных финансовых условий. Поэтому организация с более высокими зарплатами будет иметь больше преимуществ при подборе персонала. Правильная организация работы с кадрами и регламентация бизнес-процессов также позволит выиграть кадровую гонку, независимо от состояния рынка.
Ну и нелишним будет настроить процесс поиска кандидатов и сделать его постоянным. Даже если в настоящее время штат укомплектован. Это полезно по двум причинам: во-первых, страховка на случай болезни или увольнения одного из действующих сотрудников, а во-вторых, появится шанс найти более квалифицированного человека в команду.
Подобрать сотрудника
Чтобы найти подходящего кандидата, нужно определить требуемые компетенции и проинформировать потенциальных работников тем или иным образом. Дальше останется только собирать резюме и периодически проводить собеседования. параллельно стоит плотнее взаимодействовать с действующими работниками. А именно: обучать и помогать им самореализоваться внутри компании.
Однако стоит учитывать ряд проблем, которые могут существенно осложнить подбор персонала. Это частые ошибки, которые совершает большинство людей, ответственных за найм сотрудников.
- Больше денег – не всегда хорошо. Часто закрыть сложную или срочную вакансию пытаются закрыть, повышая заработную плату по этой позиции. С одной стороны, все сотрудники стремятся к большему окладу. Но с другой стороны, опытный специалист может заподозрить “неладное”, если ваша вакансия будет стоить сильно выше “рынка”. Такая стратегия может отпугнуть профессионала и привлечь человека, который недостаточно компетентен, но жаждет повышения.
- Придерживаться специализации. Все помнят, чем закончилась сказка Пушкина о попе и работнике его Балде. Тем не менее, многие все равно продолжают искать себе в команду “универсального солдата”. Конечно, найти кандидата, который на бумаге будет подходить под все требования, реально. Но важно помнить, старую истину: “везде – значит нигде”. Поэтому есть смысл сделать выбор в пользу человека, который будет отлично исполнять прямые должностные обязанности, даже если он не “дружелюбный, креативный и легкообучаемый”.
- Не изолировать кадровика. В профессиональной среде зачастую нужный человек может прийти по рекомендации кого-то из “своих”. Если сотрудники предприятия не только выполняют свои обязанности, но также радеют за общее дело – это повысит шансы собрать сильную и квалифицированную команду.
- Долгосрочные инвестиции. Каналы для поиска кандидатов требуют вложений и не всегда приносят результаты быстро. Нужно понимать, что поиск хороших кадров – это “игра в долгую”.
Широкое поле
Если людей с нужными компетенциями не удается быстро найти, можно обратить свой взгляд на граждан других стран. Практика привлечения специалистов из-за рубежа широко распространена, и стала особенно актуальной в эпоху глобализации. “Легионера” можно взять на постоянную работу или же приглашать кратковременно, для реализации конкретных проектов. В любом случае, вам понадобится правильно оформить его – штрафы за нарушения в этой сфере могут доходить до 800 тысяч рублей.
В первую очередь нужно убедиться, что у кандидата есть специальное разрешение на работу – патент. Без него в России могут работать граждане стран ЕврАзЭс, студенты очных отделений вузов, а также те, у кого есть вид на жительство или действующая срочная трудовая виза. Нанять таких иностранцев проще: достаточно запросить у них подтверждающие документы. Например, загранпаспорт для граждан ЕврАзЭс, визу или справку об обучении в российском вузе.
А можно взять наиболее подходящего под требования россиянина и отправить его на курсы, которые позволят ему добрать необходимую квалификацию. Конечно, это повлечет за собой дополнительные расходы. Но при правильной корпоративной политике инвестиции в образование сотрудников окупятся в ближайшем горизонте, а также дадут повышенную лояльность коллектива. А при помощи столичного Департамента предпринимательства и инновационного развития можно получить широкий спектр курсов дополнительного образования. Записаться на программы бизнес-обучения можно через ресурс “Бизнесмаркет”.