Реклама стала неотъемлемой части нашей жизни. Из каждого утюга нам вещают о преимуществах того или иного товара, пытаясь превзойти в изобретательности конкурентов. А была ли реклама во времена СССР? Конечно, была! И реклама автомобилей тоже была: наверняка многие вспомнят каталоги В/О "Автоэкспорт" и журнал "Автоэкспорт информирует", которые издавались вплоть до развала СССР. И в красочности постановочных фото рекламные статьи того времени ничуть не уступают материалам в современных журналах! Правда, достоянием общественности стали лишь те немногие фотоснимки, что были одобрены для печати и попали в итоге на страницы журналов, тогда как по каждому объекту съемки на самом деле проводилась целая фотосессия со сменой ракурсов и фоновых видов. Вот сегодня как раз и покажу кое-какие кадры из подобных фотосессий. Причем это будут высококачественные сканы с негативов. А в качестве бонуса еще и уточню, в каких количествах эту технику экспортировали.
1. Пожарная автолестница АЛ-30(131) на шасси ЗИЛ-131
Такие автолестницы кое-где на постсоветском пространстве до сих пор в строю. Собственно, это и немудрено: выпускали их в Торжке в течение очень долгого времени, начиная с 1970 года, и весьма солидными тиражами. В фотосессии сняли как раз экземпляр раннего выпуска, еще на шасси с колесными дисками разборного типа. С начала выпуска и до конца 1980 года на экспорт отправили 141 автолестницу моделей АЛ-30 и АЛГ-30. Их крупнейшими получателями стали Иран (62 шт.) и Чехословакия (21 шт.).
2. ЗИЛ-130В1 с полуприцепом К1040 для перевозки муки
Частый гость всех советских хлебокомбинатов – автопоезд для бестарной перевозки муки. Этот очень характерного вида полуприцеп, который назывался К1040, производили на одесском заводе «Продмаш». Его цистерны конической формы традиционно окрашивались в желтый цвет. Загрузка их производилась через верхние люки, а разгрузка выполнялась пневматическим способом, при помощи электрического компрессора, который подключался по приезду на хлебокомбинат к внешней сети. Со временем автопоезд подвергался текущей модернизации: менялись комплектующие, корректировалась форма цистерн, компрессор переносился с тягача на полуприцеп... До 1980 года из СССР экспортировали 296 муковозов серии К1040, причем почти все они (285 шт.) ушли в Болгарию.
3. Топливозаправщик ТСВ-6 на шасси ЗИЛ-130
На первый взгляд, этот ЗИЛ-130 с бочкой можно принять за какую-нибудь ассенизационную автоцистерну. Но нет – все-таки бензовоз: об этом свидетельствуют высокая заливная горловина с дыхательными клапанами и глушитель, выведенный под передний бампер. Но комплектация, конечно, непривычная: без предупреждающих надписей, без пеналов и футляров для укладки шлангов. Делали такие машины на Волгоградском заводе нефтяного машиностроения им. Петрова. С 1970 по 1980-й год на экспорт отправили 2263 таких бензовоза. Крупнейшие получатели - Монголия (959 шт.) и Болгария (583 шт.).
4. Топливозаправщик АЦЗ-4,4-131 на шасси ЗИЛ-131
Еще один бензовоз, отобранный для экспортных поставок – топливозаправщик модели АЦЗ-4,4-131 (по-видимому, Реутовского завода стройоборудования) на шасси ЗИЛ-131. Фото по датировке можно отнести ко второй половине 1970-х либо к самому началу 1980-х годов: видно, что светотехника на машине еще старая, левый лючок в крыше – в наличии (он исчезнет в начале 1983 года), а вот колесные диски уже с неразъемным ободом (такие ставились с октября 1974 года). А какой колоритный Т-150К выступает в качестве «фона» на одном из кадров! По 1980-й год включительно экспортировали 1053 такие машины, в том числе 490 в Польшу, 200 в Сирию и 136 на Кубу.
5. Топливозаправщик АЦ-5,5-375 на шасси Урал-375Е
Топливозаправщик покрупнее – на шасси Урал-375Е, модели АЦ-5,5-375. Такие делали на Харьковском заводе транспортного оборудования. Фотосессия имитирует процесс заправки гусеничного экскаватора Э-652Б. На экспорт в 1970-х годах отправили 433 топливозаправщика АЦ-5,5-375, в том числе сразу 349 штук взяла Венгрия. Остальные страны брали существенно меньше: Ангола - 20, Вьетнам и ГДР - по 18, Эфиопия - 10, Болгария и Йемен - по 9.
6. Поливомоечные машины КПМ-3 и ПМ-130 на шасси ЗИЛ-130
«Поливалки» КПМ-3 и ПМ-130 начали выпускать с середины 1960-х. Как и более ранние модели на шасси предыдущих моделей грузовиков ЗИС и ЗИЛ, они являлись всесезонными: в теплое время года использовались для мойки дорог и полива зеленых насаждений, а зимой чистили дороги от снега, для чего доукомплектовывались одноотвальным плугом и центральной цилиндрической щеткой. По 1980-й год включительно за рубеж отправили 1284 «поливалки» двух указанных моделей. Причем география поставок была очень широкой: 27 стран! Больше всего машин получили Болгария (611 шт.) и Венгрия (330 шт.).
7. Шнекороторный снегоочиститель Д-902 на шасси Урал-375Е
Д-902 - разработка Минского завода «Ударник» - в свое время был самым большим советским «снегочистом» на автомобильном шасси. Ключевая особенность этой машины - наличие двух двигателей. Штатный зиловский бензиновый движок служил только для привода колес. А вот шнекоротор работал от собственного дизеля 1Д12БС мощностью 420 л.с. Немудрено, что машина получилась крайне тяжелой: 15,66 тонн в снаряженном состоянии! До 1980 года включительно на экспорт отправили 659 экземпляров Д-902. Из этого количества 220 шт. взяла Румыния, 172 шт. Чехословакия и 100 шт. Турция.
8. Подметально-уборочная машина ВПМ-53 (КО-304) на шасси ГАЗ-53А
Это - одна из одна из первых советских «подметалок», которая работала по принципу пылесоса. Пыль на проезжей части сначала смачивалась водой при помощи форсунок под бампером, потом сметалась с проезжей части широкой цилиндрической щеткой на правую сторону, к тротуару, а оттуда по шлангу всасывалась в бункер при помощи мощного вентилятора. Грязь, что все равно оставалась с правого края, затем сметалась еще одной лотковой щеткой и отбрасывалась прямо в направлении всасывающего шланга. С начала производства и до конца 1980 года было экспортировано 458 единиц ВПМ-53. Крупнейшими получателями стали Польша (188 шт.) и Румыния (123 шт.).
9. Контейнерный мусоровоз М-30
Мусоровоз М-30 имел гидрокран для погрузки и перевозки восьми типовых контейнеров. Такие машины начинали делать еще на шасси ГАЗ-53Ф с 6-цилиндровым мотором. Здесь же показана версия на более позднем шасси ГАЗ-53А. Однако можно заметить, что «газик» в фотосессии очень старый: судя по отсутствию «поворотников» на крыльях, выпущен он ранее 1973 года. По 1980-й год на экспорт отправили 695 мусоровозов модели М-30. Крупнейшие получатели - Болгария (277 шт.) и Польша (195 шт.).
Наши группы в соцсетях и мессенджерах: facebook, вконтакте, telegram