Найти в Дзене
НУАР-NOIR

И вновь тёмная классика или ретро-братва рвётся к власти

-2

Фильму «Стеклянный ключ» (1942) не повезло, так как он оказался в тени «Мальтийского сокола» и «Двойной страховки». Именно эти ленты первым делом вспоминают, когда говорят о возникновении классического нуара. Хотя «Стеклянный ключ» ничуть не уступает этим кинокартинам.

Во-первых, это была экранизация повести «литературного отца» нуара Дэшшила Хэммета. Во-вторых, в фильме главные роли достались самой звездной нуар-паре: Веронике Лейк и Алану Ледду. В-третьих, режиссером был Стюарт Хейслер, обладавший природным чутьем на «напряженные сцены».

Но лично нас в этой ленте привлекает несколько иное. А именно, что она, несмотря на прошедшие десятилетия, не утратила своей актуальности. Не каждый криминальный фильм может похвастаться таким «продолжительным долголетием». Более того, именно «Стеклянный ключ» вдохновил братьев Коэнов на создание прославленного нео-нуара «Перекресток Миллера» (1990).

«Стеклянный ключ» - это весьма откровенная в своем цинизме кинокартина. Фактически не скрываясь, её создатели громогласно заявляли, что американская политика осуществляется криминальными структурами и между гангстерами и конгрессменами нередко очень сложно обнаружить какие-то заметные различия

«Братва рвётся к власти» - лозунг, который был введен в оборот в одном из эпизодов сериала «Бригада». На самом деле об этом говорилось много раньше. Причины подобного скептического отношения к американской политике надо искать в фигуре самого Хэммета, который в отличие от многих криминальных писателей многие годы работал частным детективом.

Он открыто симпатизировал рабочему движению, за что его «не гладили по головке» в агентстве Пинкертона. А потому он вплеснул свой скепсис на страницы произведения, а оттуда он попал на экран. Сюжет «Стеклянного ключа» построен на некоторых аспектах сращивания политики и криминальной сферы.

Рэкетир, предводитель банды Пол Медвиг решил от лица «Клуба избирателей» поддержать на губернаторских выборах представителя реформистов, чем спутал все карты местной «закулисе». В итоге происходит серия преступлений, расследованием коих занимается не столько полиция, сколько «прощелыга» Эд Бомонт, помогающий вести дела Полу.

Кадр из фильма «Стеклянный ключ» (1942)
Кадр из фильма «Стеклянный ключ» (1942)

В фильме его наградили очарованием Алана Ледда, попытавшись придать некую привлекательность этому персонажу. Однако он столь же расчетлив и циничен, как и все остальные действующие лица. Например, он может спровоцировать кончину человека, что является частью его плана.

Кадр из фильма «Стеклянный ключ» (1942)
Кадр из фильма «Стеклянный ключ» (1942)

Тем не менее, мир политики является не менее лицемерным. Например, кандидат в губернаторы готов пойти на преступление и даже на убийство, лишь бы не пострадала его деловая репутация. И не важно, что это вредит его близким. Именно по этой причине ключ «стеклянный» - он легко разбивается.