Найти тему
Строительный мир

Крупнейший транспортный долгострой Урала близится к завершению

Оглавление

Идея замкнуть вокруг уральской столицы автодорожное кольцо появилась как минимум в начале 1970-х, в это время потенциальный объект фиксируют на бумаге — он попадает в Генеральный план города. К воплощению масштабной задумки приступили только в 1989 году, когда стартовали работы на участке от поселка Большой Исток до Семи Ключей.

© Ilis / Wikimedia Commons / CC BY-SA 3.0 (Екатеринбургская кольцевая автомобильная дорога – достроенные участки)
© Ilis / Wikimedia Commons / CC BY-SA 3.0 (Екатеринбургская кольцевая автомобильная дорога – достроенные участки)

Сам проект Екатеринбургской кольцевой (ЕКАД) утвердили спустя несколько месяцев — в январе 1990-го. После распада СССР он не лег на полку в ожидании лучших времен, и в 1994-м, через два года после завершения первого участка, трассу потянули далее в Северо-Западном направлении.

Кольцо, длиною в 30 лет

Правда, дело продвигалась не так быстро, как планировалось, и Верхней Пышмы достигли лишь в 2002-м, а еще через шесть лет магистраль дошла до Серовского тракта — то есть к 2008 году построили свыше 30 км — примерно треть от проектной длины (94 км). В следующие три года прибавилось еще 17,5 км — ЕКАД протягивается до Ново-Московского тракта.

© Vyacheslav Bukharov / Wikimedia Commons / CC BY-SA 4.0 (ЕКАД в районе аэропорта Кольцово, 2021 год)
© Vyacheslav Bukharov / Wikimedia Commons / CC BY-SA 4.0 (ЕКАД в районе аэропорта Кольцово, 2021 год)

Оставшийся отрезок до Челябинского тракта (трасса М-5 «Урал») решили разбить на три участка. Первые два (21 км) завершили к осени 2017-го. К работам на третьем пусковом комплексе, который называют наиболее сложным, от Полевского тракта до М-5 (11,4 км), приступили в июне 2019-го, хотя ранее кольцо планировали замкнуть к 2018 году.

Выбор проекта. Словно по кольцу — от старого к старому

Немало времени заняла подготовка к проекту и выбор трассировки, что оказалось непросто и вызвало общественный резонанс. В 2005 году отказались от плана, разработанного в 1988-м, и объявили, что дорога пройдет за пределами Южного лесопарка через поселки Полевой и Большой исток.

Затем, дабы избежать строительства дороги через второй населенный пункт, предложили другой вариант. По нему ЕКАД должна была соединиться не напрямую, а через Челябинский тракт, но в таком случае часть последнего испытывала бы двойную нагрузку, поэтому требовалась ее реконструкция. Однако затраты, по подсчетам, оказались бы слишком большими.

© roads.ru (Выбранный вариант трассировки заключительного отрезка ЕКАД)
© roads.ru (Выбранный вариант трассировки заключительного отрезка ЕКАД)

В качестве альтернативы рассматривалась трассировка через сады Попова Лога, что предполагало изъятие нескольких участков. Это в свою очередь вызвало возмущение со стороны дачников, причем как тех, кто попадал под снос, так и тех, кто оставался, но должен был мириться с оживленной трассой «под носом».

В итоге решили вернуться к прежнему советскому плану (где дорога идет по лесу), немного его откорректировав (в частности, по проекту 1980-х предполагалось 4 полосы; по новому — 6). Конечно, в данном случае нашлись и те, кто выступал против вырубки деревьев (57 Га). Но власти сочли этот вариант менее «болезненным». Садовые участки он задевает только при строительстве развязки с М-5.

На финишной прямой — кольцо замыкается

К середине декабря 2021-го был завершен монтаж балок эстакадной части развязки с федеральной дорогой М-5 «Урал». В общей сложности в этом месте предусмотрено восемь съездов — полный клеверный лист. К началу весны планируется также завершить основные земляные работы; выполнить переустройство газопровода и ЛЭП. На данный момент строительство идет опережающими темпами.

© Правительство Свердловской области / midural.ru (Строительство развязки с М-5)
© Правительство Свердловской области / midural.ru (Строительство развязки с М-5)

Глава Свердловской области Евгений Куйвашев, назвавший ЕКАД крупнейшим дорожным проектом в истории Урала, летом 2021-го подчеркивал, что при достаточном финансировании работы на третьем пусковом комплексе могут завершить уже к осени 2022-го (в сентябре в регионе пройдут выборы губернатора). Эту мысль он озвучивал и позднее. Перенос сроков стал возможен за счет выделения дополнительных средств из федерального бюджета. В 2018 году при заключении контракта стоимостью 8,4 млрд руб. на строительство третьего пускового комплекса крайней датой был отмечен ноябрь 2024 года.

В любом случае можно с уверенностью говорить, что уже совсем скоро, спустя примерно 30 лет с момента старта кампании, масштабный дорожный проект Екатеринбурга, наконец, будет завершен. До 2023-го также планируется реконструировать старейший участок ЕКАД — «Большой Исток – Семь Ключей».

© Правительство Свердловской области / midural.ru (Строительство развязки с М-5)
© Правительство Свердловской области / midural.ru (Строительство развязки с М-5)

Кольцевую магистраль пересекает шесть трасс — три федеральные и три региональные. Ожидается, что после завершения проекта, благодаря новой дороге, ежесуточно за пределы городской черты будет выводиться до 80 тыс. транспортных средств, что положительно отразится и на экологии Екатеринбурга. Проект приобрел еще большую актуальность в связи со строительством скоростной магистрали М-12, которая по планам должна протянуться до уральской столицы от Москвы через Нижний Новгород и Казань.

В статье использованы изображения с сайта Правительства Свердловской области / midural.ru и Информационно-аналитического портала о дорогах России roads.ru