"Охота за Салемскими ведьмами" достаточно известная история, которую краем уха, но слышал каждый. В этой истории мало с кем так плохо обошлись, как с Титубой, рабыней в доме священника Сэмюэла Пэрриса. Титуба, первой признавшаяся в колдовстве, сыграла решающую роль в процессе над салемскими ведьмами... в процессе, который породил огромное количество мифов и легенд. Эта судебная процессия над ведьмами прочно вошла в американскую культуру.
Немного о жизни Титубы.
О жизни Титубы до её прибытия в Салем мало что известно. Большинство историков сходятся во мнении, что священник Самюэл Пэррис приобрёл её на Барбадосе, что в Карибском море, однако прямых источников, которые подтверждали бы покупку рабыни - нет, или не сохранились. Тем не менее есть документ 1676 года, согласно которому Титуба числилась рабыней на плантации Сэмюэля Томпсона, которая как раз находится на Барбадосе. Точно неизвестно и об этнической принадлежности Титубы. В немногих сохранившихся документах указано, что она индианка, но так ли это на самом деле узнать невозможно.
Образ Титубы в культуре неоднократно подвергался расовой метаморфозе. Впервые её этническую принадлежность изменил поэт и писатель Генри Уодсворт Лонгфелло. В его стихотворной драме "Джайлс Кори с Салемских ферм' Титуба имеет смешанное происхождение, где её отцом был африканец, а мать, вероятно, индианка. Данная версия была по нраву обществу и историкам, потому она господствовала до середины XX века.
Допрос Титубы.
Так как Титуба была рабыней в пуританской общине она практически не имела никакой правовой защиты со стороны закона, не говоря уже о том, что её обвиняли в тяжелейшем преступлении.
События в Салеме начались в январе 1692 года, когда две девочки заболели странной болезнью. Обе девочки были родственницами священника Сэмюэла Парриса, у которого Титуба была рабыней. 9-няя Элизабет Пэррис была его дочерью, а 11-няя Абигейл Уильямс была его племянницей. Сэмюэл Пэррис пришёл к выводу, что девочек околдовали, а дети утверждали, что это Титуба их околдовала.
Вместе с Титубой в колдовстве обвинили ещё и Сару Осборн и Сару Гуд.
Первого марта 1692 года их арестовали и подвергли допросам. Во время первого дня допросов этих женщин, которым руководил Джон Хаторн, Титуба заявила, что она ведьма. Существенную роль сыграло и то, что она была индианкой, а пуритане верили, что они связаны с дьяволом и демоническими силами. Поэтому, когда Титуба говорила о колдовстве, судья и жители деревни её внимательно слушали и верили ей. Другие две женщины, которых также обвиняли в колдовстве - молчали, а потому ничто не мешало повествованию Титубы. По ходу своего повествования, она заявила, что в поселении действует сатанинский заговор, членами которого являлись и Сара Осборн и Сара Гуд.
На второй день допроса, Титуба сказала, что к ней явился дьявол в облике высокого мужчины и велел написать своё имя и поставить подпись в некой книге, а после того. Всего в этой книге было девять имён и подписей, среди которых числились и Сара Гуд и Сара Осборн. А после она стала рассказывать о тайном собрании, когда её попросили описать присутствующих там неизвестных лиц. Так, с её слов одна женщина "была одета в чёрный шёлковый капюшон, а под ним ещё один, но уже белый капюшон. Вторым она описала высокого мужчину с белыми волосами и чёрной одеждой. Оба описания указывают на то, что участники являются статусными людьми.
Именно тогда паника среди населения достигла критической силы. Раз участники сатанинского заговора были среди статусных людей, то они могут быть и среди простых крестьян, как например Сара Осборн и Сара Гуд. Титуба мастерски врала, она старалась, чтобы подозреваемые в сговоре с ведьмами могли быть во всех сферах жизнедеятельности людей.
Титуба умело манипулировала людьми, обвинявшими её, говорила то, что они хотели услышать. Она утверждала, что дьявол являлся ей в образах животных - свиньи, птицы, большой собаки, красной крысы, чёрной крысы. Фанатичные пуритане сразу узнали в них фамильяры английских ведьм.
Стоит сказать, что в Салемский процесс над ведьмами был не единственным, и далеко не первым. В Англии уже давно люди "охотятся" на ведьм, а потому сформировалась целая традиция, по которым определяли, является ли женщина ведьмой или нет.
Согласно английской традиции, ведьмы поят фамильяры своей кровью. Однако, неизвестно, была ли Титуба знакома с этой традицией или это её личные домыслы, которые просто "совпали" с английской традицией. Тем не менее, она обвинила Сару Гуд в том, что та поила птицу своей кровью, о чём конечно же все поверили. После допрос всех трёх женщин отправили в тюрьму, а позже Сару Гуд приговорили к казни через повешение. В мае 1692 года Салемский суд унёс первую статусную жертву - бывшего священника Джорджа Барроуза, которого обвинили в колдовстве, а казнили его через повешение уже в августе того же года.
Неизвестно, как эта история могла повернуться, если бы Титуба сказала правду. Если бы Титуба просто призналась, что околдовала детей - её бы всё равно судили. Конечно, суды в Новой Англии были менее жёсткими в делах о колдовстве, по сравнению с суда на британском острове, но тем не менее, её с большой вероятностью приговорили бы к смертной казни, как Сару Гуд или в лучшем случае она умерла бы в тюрьме как Сара Осборн. На этом бы эта драматическая история закончилась, а Титуба осталось бы её единственной жертвой. Однако она решила себя защищать, мыслив стратегически, она вовлекла в свой заговор около 200 человек. Почти на двухсот человек легла тень подозрения в соучастии в сатанинском заговоре или подозрения в колдовстве. Девятнадцать человек были повешены, как ведьмы, одного забили камнями за отказ признать свою вину. В созданной ею хаосе Титуба осталась незамеченной, о ней как будто все забыли. Она провела 13 месяцев в тюрьме, после чего её освободили. Манипулируя страхами пуритан, она сделала гораздо больше, чем просто спасла свою жизнь. Она изнутри разорвала поработившее и обвинявшее её общество.
А что по этой теме думаете Вы?
Пишите своё мнение в комментариях!