Язычникам: “Ибо открывается гнев Божий с неба на всякое нечестие и неправду человеков, подавляющих истину неправдою. Ибо, что можно знать о Боге, явно для них, потому что Бог явил им; ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира чрез рассматривание творений видимы, так что они безответны. Но как они, познавши Бога, не прославили Его, как Бога, и не возблагодарили, но осуетилисъ в умствованиях своих, и омрачилось несмысленное их сердце... Они знают праведный суд Божий, что делающие такие дела достойны смерти; однако не только их делают, но и делающих одобряют” (Рим. 1:18-32).
“Ибо, когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон” (Рим. 2:14, 15).
Иудеям: “Итак неизвинителен ты, всякий человек, судящий другого; ибо тем же (судом), каким судишь другого, осуждаешь себя, потому что, судя другого, делаешь то же. А мы знаем, что по истине есть суд Божий на делающих такие дела. Неужели думаешь ты, человек, что избежишь суда Божия, осуждая делающих такие дела и (сам) делая то же?” (Рим. 2:1-3).
Всем: “Скорбь и теснота всякой душе человека, делающего злое, во-первых Иудея, потом и Еллина! Напротив слава и честь и мир всякому, делающему доброе, во-первых Иудею, потом и Еллину!” (Рим. 2:9, 10).
“Потому что все согрешили и лишены славы Божией, получая оправдание даром, по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе, Которого Бог предложил в жертву умилостивления в Крови Его чрез веру, для показания правды Его в прощении грехов, соделанных прежде, во время долготерпения Божия, к показанию правды Его в настоящее время, да явится Он праведным и оправдывающим верующего в Иисуса” (Рим. 3:23-26).
У нас могут возникнуть вопросы: “Где же во всем этом Божья справедливость? Разве справедливо с Его стороны давать людям вечное вознаграждение или наказание за то, как они прожили свою короткую жизнь здесь, на земле? Зачем Ему вознаграждать того, кто раскаялся в конце своей грешной жизни?” Старший брат блудного сына в Лк. 15 считал, что его брат, живший неправедной жизнью, не заслужил отцовской доброты (ст. 25-30). Мы можем спросить: “Разве справедливо со стороны Бога обрекать человека на вечное наказание только потому, что тот не выполнил каких-то «незначительных» требований?”
Многие не могут понять, как гнев и суровое наказание могут сочетаться с Божьей любовью, милосердием и благодатью. Как ни странно это может показаться, но именно Божья любовь понуждает Его к гневу. Возможно, это прозвучит слишком упрощенно, но можно ли удержаться от гнева, если те, кого мы любим и ради кого жертвуем собой, нас отвергли? Бог назван Богом ревнителем. Его любовь - вот на чем основывается Его ревность; Его ревность - вот что возбуждает Его гнев; Его гнев - вот что заставляет Его наказывать. “Господь есть Бог ревнитель и мститель; мстителен Господь и страшен в гневе: мстит Господь врагам Своим, и не пощадит противников Своих” (Наум. 1:2).
Мы не должны заключать, что если Бог - наш Отец, то Он не будет строгим судьей, или что если Иисус - Агнец, то Он не может быть львом. Мы можем представлять себе Святого Духа голубем, но нельзя сомневаться в том, что Он может быть “огнем поядающим”. Евангелие, “благая весть”, говорит о том, как Бог через Христа дал нам возможность избежать вечного наказания.
ЗАСЛУЖИЛИ ЛИ МЫ НЕБЕСА И АД?
“Справедлив” ли Бог, когда спасает закоренелых грешников? Если бы Бог руководствовался строгой справедливостью, то никто бы из нас не был спасен! Мы знаем, что “все согрешили и лишены славы Божией” (Рим. 3:23; см. также 3:9, 10; 1 Ин. 1:8, 10). Из-за наших грехов все мы заслуживаем наказания. Никто не заслуживает вечной жизни на небесах. Мы не можем спасти себя сами (Еф. 2:8, 9); только Иисус может спасти нас (Деян. 4:12). Не забывайте, что Божья справедливость требует смерти в качестве расплаты за наши грехи (Рим. 6:23). Смерть Иисуса (Кол. 1:19-22) явила Божью справедливость (Рим. 3:25) и сделала прощение доступным всему миру (1 Ин. 2:2). Иисус сделал возможным вечное спасение (Евр. 5:8, 9), освободив нас от наших грехов (Отк. 1:5).
Давайте попробуем ответить на некоторые трудные вопросы о Божьей справедливости:
(1) “Справедлив ли Бог, спасая человека, если всю свою жизнь тот прожил в грехе и обращается к Нему в последнюю минуту?” По человеческому разумению выходит, что в таком случае “неправ путь Господа” (Иез. 33:17).
«...беззаконник за беззаконие свое не падет в день обращения от беззакония своего... Когда скажу беззаконнику: “ты смертью умрешь”, и он обратится от грехов своих и будет творить суд и правду, если этот беззаконник возвратит залог, за похищенное заплатит, будет ходить по законам жизни, не делая ничего худого, - то он будет жив, не умрет... И когда беззаконник обратился от беззакония своего и стал творить суд и правду, он будет за то жив» (Иез. 33:12-19).
Хорошим примером Божьего прощения являются Павел и блудный сын из Лк. 15. Прощение - это дар, которого мы не заслуживаем. Поскольку оно основано на смерти Иисуса, а не на том, сколько добрых дел мы делаем для Бога (Еф. 2:8, 9), Он справедлив, давая спасение всякому, кого Он выбирает на Своих собственных условиях, невзирая на продолжительность служения.
(2) “Если человек праведен всю свою жизнь, но в конце ее совершает грех, справедлив ли Бог, наказывая его?” Бог сказал Иезекиилю:
«Праведность праведника не спасет в день преступления его... Все праведные дела его не помянутся, - и он умрет от неправды своей, какую сделал» (Иез. 33:12, 13).
«Когда праведник отступил от праведности своей и начал делать беззаконие, то он умрет за то» (Иез. 33:18).
Если человек отдается греху, он закрывает дверь перед Господней благодатью. Только кровь Иисуса может прощать грехи. Прощение основывается на нашем личном ответе Богу.
(3) “Справедлив ли Бог, обрекая человека на вечное наказание, даже если у него не было возможности узнать о спасении через Христа?” Поскольку Библия не отвечает конкретно на этот вопрос, мы можем основывать свои выводы только на том, что вытекает из Писаний. Иисус говорил: “Если не уверуете, что это Я, то умрете во грехах ваших” (Ин. 8:24). Имел ли Иисус в виду, когда произносил это Свое всеобъемлющее утверждение, и тех, кто никогда не услышит о Нем? По всей видимости, да, именно всех людей, потому что Иисус есть единственный Спаситель мира (Ин. 14:6). Конечно, если не воспользоваться записанным откровением Божьим, то у людей, похоже, нет иной возможности уверовать в Иисуса, потому что вера приходит через Божье Слово (Рим. 10:17; Ин. 17:20, 21; Деян. 17:11, 12).
При старом законе, в ветхозаветный период, Бог судил людей по существовавшим на то время законам. В отношении язычников Павел писал: “Те, которые не имея закона, согрешили, вне закона и погибнут; а те, которые под законом согрешили, по закону осудятся... Ибо, когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон” (Рим. 2:12, 14). Если человек всю жизнь жил во грехе, как если бы вовсе не существовало Бога, то у него не было оправдания, потому что было достаточно свидетельств Его существования (Рим. 1:18-20), не говоря уже о внутреннем моральном кодексе (Рим. 2:14). При новом законе, в дни христианства, Павел говорил: “Итак, оставляя времена неведения, Бог ныне повелевает людям всем повсюду покаяться; ибо Он назначил день, в который будет праведно судить вселенную, посредством предопределенного Им Мужа, подав удостоверение всем, воскресив Его из мертвых” (Деян. 17:30, 31).
После Своего воскресения Иисус дал Своим апостолам Великое поручение, которое охватывало весь мир и все оставшееся время: “Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари. Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет” (Mк. 16:15, 16). По словам Павла, Бог вложил всю Свою силу спасения в евангелие:
«Ибо я не стыжусь благовествования Христова, потому что оно есть сила Божия ко спасению всякому верующему, во-первых Иудею, потом и Еллину. В нем открывается правда Божия от веры в веру, как написано: “Праведный верою жив будет”» (Рим. 1:16, 17).
По этой причине Павел предупреждает, что те, кто не покорился евангелию, погибнут. Когда Иисус вернется, Его могущественные ангелы “совершат отмщение” не познавшим Бога и не покоряющимся евангелию нашего Господа Иисуса (2 Фес. 1:8).
Петр говорил: “Истинно познаю, что Бог нелицеприятен, но во всяком народе боящийся Его и поступающий по правде приятен Ему” (Деян. 10:34, 35). Корнилий нуждался в спасении (Деян. 11:14) несмотря на то, что он почитал Бога и жил добропорядочной жизнью (Деян. 10:1, 2). Потому Бог и послал к нему Петра с благовествованием, чтобы тот мог покориться евангелию и стать христианином.
В свете всех этих отрывков становится ясно, что каждый человек в мире, если это не ребенок и не умалишенный, обязан покориться евангелию и жить по нему. Тот же, кто не делает этого по какой-либо причине, находится в руках справедливого и святого Бога. Несомненно, что духовная обязанность каждого христианина по эту сторону небес - донести евангелие до каждого грешника, пока тот еще по эту сторону ада. Пожалуй, вопрос, будет ли Бог справедлив, осудив человека, который покорился бы евангелию, но никогда не слышал его, слишком сложен для нас, потому что нам не дано полностью знать сердца людей или все их обстоятельства. Мы можем быть благодарны за то, что Бог будет судить нас и всех людей. Мы будем не судьями, а подсудимыми. Поэтому давайте исполнять свой долг и увещевать всех людей покориться евангелию, которое есть Божья сила ко спасению, твердо веря в то, что Судья всей земли справедливо обойдется со всеми людьми (Быт. 18:25).
СПРАВЕДЛИВО ЛИ ВЕЧНОЕ НАКАЗАНИЕ?
По чьим стандартам нам оценивать справедливость вечного наказания? Будучи грешниками, мы не можем оценить чудовищность греха. Мы можем не видеть грех таким, каков он есть. Помимо этого, он касается не только нас и других людей, но также и личных взаимоотношений каждого из нас с Богом. Наше близкое знакомство с грехом притупляет осознание нами его ужасности. Грех заслуживает сурового наказания, потому что из-за него мы оскверняемся и порываем с Божьим естеством (Рим. 3:23), нашим стандартом (1 Пет. 1:15, 16). Без прощения нам нет места на Божьих безгрешных небесах (2 Пет. 3:13; Отк. 21:27).
Мы можем любить грех и наслаждаться им, но Бог его ненавидит (Евр. 1:9). Иногда говорят, что Бог ненавидит грех, но любит грешника. В каком-то смысле это так, но Бог не отделяет грешника от его греха. Иначе Его гнев и наказание были бы обращены не на грешника, а на грех. Но Божий гнев изливается на грешника. Бог смотрит на грех не так, как мы.
Отсюда возникают вопросы: можем ли мы компетентно определить, каково наказание за грех? Можем ли мы видеть грех таким, какой он есть на самом деле? Можем ли мы видеть грех таким, каким его видит Бог? Можем ли мы понять Божью точку зрения на справедливость наказания за грех? Можем ли мы разглядеть не только воздействие греха на наш мир, но и то, как он влияет на наши взаимоотношения с Богом и на Божье отношение к противлению Его воле? Можем ли мы судить, что есть справедливое наказание, если мы не в состоянии видеть всю чудовищность греха?
Чудовищность греха и суровость Божьего наказания можно видеть в тех случаях, где Бог уже вынес приговор. Смерть, беды, болезни, сердечная боль и тысячи лишений подступили к нам из-за греха Адама и Евы. Бог показал тяжесть соделанного ими, переложив на миллионы людей на многие века последствия этого небольшого и, казалось бы, невинного поступка. Мы можем считать, что это несправедливо, но не нам судить, насколько серьезен бунт против Божьей воли. Бог не изменяется (Мал. 3:6), Он и “вчера, и сегодня и во веки Тот же” (Евр. 13:8). Вечное наказание не может не быть подобным Его предыдущим приговорам.
Некоторые считают, что нарушение Божьей воли на такое короткое время, какое отпущено нам на земле, не заслуживает вечного наказания. Но даже в наших судах время, требуемое для совершения преступления, не влияет на продолжительность или суровость наказания. Определяет наказание тяжесть преступления.
Относительно вечного наказания следует сделать несколько замечаний.
(1) Определение, какова должна быть расплата за преступление, показывает степень его серьезности в глазах тех, кто стремится осуществить правосудие. Божье требование жестокого распятия Своего Сына (1 Пет. 2:24; 3:18) в расплату за грех показывает, насколько серьезен грех в Божьих глазах. Если Бог послал Своего Сына на такую смерть, чтобы была удовлетворена Его справедливость, то, безусловно, вечное наказание отнюдь не чрезмерно в Божьем правосудии.
(2) Вечное наказание могло бы показаться несправедливым, если бы Бог не дал великого спасения, чтобы мы могли избежать наказания (Евр. 2:3). Отказ от такой жертвы любви ради нашего спасения может вполне справедливо вызвать Божий гнев (Ин. 3:36).
(3) Так как Бог предоставил выбор, или выход, которого мы не заработали и которого не заслуживаем, мы вольны выбрать, избежим ли мы наказания. Всякий желающий может пить воду жизни даром (Отк. 22:17). Бог дал нам выбор между вечной жизнью и вечным наказанием (Мф. 7:13, 14; 25:46). Наши судьбы будут зависеть от нашего, а не от Божьего выбора. Он не желает никому погибели, а хочет, чтобы все мы получили вечную жизнь (2 Пет. 3:9) Если бы Бог выбрал для нас вечное наказание, и мы ничего не могли бы с этим поделать, вот тогда бы Он был несправедлив. Однако право выбора принадлежит нам, и в этом Божья справедливость.
(4) Вечное наказание определяется по состоянию сердец тех, кого Бог будет наказывать. У дьявола и его ангелов, скорее всего, неспособные к изменению, мятежные сердца, что делает их вечное наказание справедливым. У тех, кто пойдет с ними на вечное наказание (Мф. 25:41), тоже ожесточившиеся сердца. “Но, по упорству твоему и нераскаянному сердцу, ты сам себе собираешь гнев на день гнева и откровения праведного суда от Бога” (Рим. 2:5). “Прочие же люди, которые не умерли от этих язв, не раскаялись в делах рук своих” (Отк. 9:20). Прошлые проявления Божьего возмездия должны пробудить всех людей к покаянию в грешных своих путях, но не все хотят покориться Богу. В Библии говорится о тех, кто отпадет от веры: “Невозможно... отпадших опять обновлять покаянием” (Евр. 6:6). Стоит ли тем, кто готовит для себя ад, бранить Бога за свое наказание, если они сохраняют упрямство своих сердец?
Мы читаем о том, что “все уста произнесут, что Иисус Христос - Господь во славу Бога Отца” (Фил. 2:11; Современный Перевод). Означает ли это, что все покаются? “И бесы веруют, и трепещут” (Иак. 2:19). Они исповедали Иисуса словами: “Ты - Сын Божий” (Mк. 3:11; см. также 5:7). Исповедание не обязательно предполагает покаяние. Если бы это было так, тогда можно было бы считать, что эти бесы во время исповедания также и покаялись. Но, совершенно очевидно, такого не произошло.
В ЧЕМ СОСТОИТ БЛАГАЯ ВЕСТЬ?
Благая весть, на которой мы остановились в этом уроке, состоит в том, что Бог через Иисуса дал нам возможность избежать мучений ада при условии, что мы примем благовествование (Евр. 5:9). Всякий желающий спасения может получить его (Отк. 22:17).
Благодаря Своей любви, благодати и милости Бог не хочет, чтобы мы страдали за наши грехи, и потому помог нам в нашей немощи (Рим. 5:6-8). Он сделал это через смерть Иисуса, принятую за наши грехи (Ин. 3:16; Рим. 3:24; 11:32). Эта благая весть, евангелие, является Божьей долей участия в плане нашего спасения.
Мы можем получить пользу от этой благой вести, если уверуем и покоримся евангелию (Рим. 1:16; 2 Фес. 1:8; 1 Пет. 4:17). Это предполагает раскаяние в наших грехах (2 Пет. 3:9), исповедание нашей веры в Иисуса (Рим. 10:9, 10) и крещение для прощения наших грехов (Mк. 16:15, 16; Деян. 2:38; 1 Пет. 3:20, 21). Если только мы это сделаем, наши грехи будут омыты (Деян. 22:16) кровью Иисуса (Кол. 1:19-22; Отк. 1:5). Благодаря нашему новому рождению и последующей новой жизни мы предстанем перед Ним “святыми и непорочными и неповинными”, “если только пребываем тверды и непоколебимы в вере и не отпадаем от надежды благовествования” (Кол. 1:22, 23). Бог дал такую возможность. Мы должны выбрать вечную жизнь, чтобы тем самым избежать вечного наказания.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Мысль о вечном наказании может не соответствовать нашему представлению о справедливости, но именно это пообещал Бог, и это соответствует Его естеству. Будучи любящим Богом, Он - по Своей благодати - дал нам, недостойным смертным, надежду на вечную жизнь с Ним на небесах. Мы можем выбрать послушание евангелию, и тогда мы будем жить вместе с Ним, но мы можем и не покориться евангелию, и тогда нас ждут вечные муки вместе с дьяволом и его ангелами. Бог избрал нас. И дьявол избрал нас. Мы же можем избрать либо Бога, либо дьявола. Наша судьба в вечности будет зависеть от нашего собственного выбора.