Найти в Дзене
Константин Сапрыкин

Русский рок в 2002-м году. Распад Арии, КиШ собирает стадионы, ДДТ, Земфира и т.д. | НПР #13

Buenos días, amigos!

Сегодня мы вспомним, каким был русский рок в 2002-м году, осветим важнейшие события и релизы из мира нашей музыки. Заранее скажу, что этот год был очень продуктивным и самое главное – коллективы всё ещё были голодны к экспериментам, а это приводило либо к сильным альбомам, которые не стыдно было выставить на суд общественности, либо стали трамплином в будущее, где эти самые эксперименты обретали идеальные формы. Даже Алиса ещё была Алисой, а не помещичьей игрушкой Панфилова. Юрий Шевчук ещё не продавал автографы и не скатился в унылый шансон. Ещё не было у наших рок-оракулов особняков, которые нужно было содержать и они, особняки, не стояли на первом месте, ибо главенствовало творчество, а не жажда нахапать денег. Но обо всё по порядку. Поехали.

Начнём, как обычно, с не рок-н-ролльных событий. В 2002-м случились страшные события, известные нам, как Норд-Ост. Освещать подробнее этот кошмар я не буду, иначе статью заблокируют за правду. Про Сергея Бодрова тоже страшно говорить, но я рискну напомнить вам, что всеми любимого «Брата» не стало именно в 2002-м. Он и его съёмочная группа официально пропали без вести после схода ледника в Кармадонском ущелье. Погиб не только Сергей Бордов младший, не стало известнейшего шансонье Михаила Круга.

Милла Йовович стала главной мишенью пиратов, ведь «Обитель зла» полюбился всем и кассеты с этим фильмом разлетались, как горячие пирожки. Не отставал от «Обители» и семейный мультфильм «Ледниковый период».

Чемпионом мира по футболу стала сборная Бразилии, которая была наголову выше всех участников мундиаля в Японии и Южной Корее. В финале были повержены немцы, которые чудом добрались до этого самого финала.

Но самым главный событием 2002-го во всей Вселенной был выпускной Константина Сапрыкина. Да-да, именно в этом году я закончил школу. Напишите в комментариях, когда её закончили вы, очень интересно почитать.

Гражданская Оборона выпустила невероятно светлый, трогательный и необычный альбом «Звездопад», полностью состоящий из песен советских композиторов. Егор Летов выбрал любимые песни 60-х-70-х годов и сделал нечто неожиданное для всех почитателей группы Гражданская Оборона. Задумывался чуть ли не «тройник», но уже тогда начались проблемы с авторскими правами и приходится радоваться, что хоть один альбом удалось выпустить. Пластинка очень мощно аранжирована + Егор очень органично смог «поженить» шугейз и психодел с текстами Высоцкого, Окуджавы, Танича и прочих легенд, которые явно не видели свои песни в такой стилистике. Не зря Летов пять лет ничего не делал, кроме как шатался по тайге с пивом в руках. Отдых явно пошёл ему на пользу и кажется, что именно «Звездопад» поменял Егора, сделав его более добрым и светлым в музыке + дал неоценимый композиторский опыт, ведь последующие альбомы стали продумываться более детально, нежели предыдущие. Рост был виден невооружённым взглядом. Появились «вкусные» соло – как короткие, так и многоминутные, замелькали «бриджи», метафизические коды и арбузные полночи.

Чёрный Лукич записал свой последний студийный альбом «Вересковый мёд». Вообще он вроде как записан ещё в 2000-м, дописан в 2001-м, а выпущен официально в 2004-м, но факт остаётся фактом – это последняя студийная работа именно Лукича. После будут только концертники и проект «Чёрный Лукич и Летучие рыбы». Обычно Вадим Кузьмин тяготел к акустике, а тут тебе электричество - очень цельное и доброе, как и сам Лукич. В альбоме море сильных треков, ну и едва ли не самая его известная песня «Смешное сердце» тоже там.

ДДТ выкатил очень неоднозначный альбом «Единочество. Часть 1.» Казалось, что это всего лишь эксперимент и дальше будет лучше, потому что данный релиз явно не удался. Парадоксально, но на концертах многие песни из этого альбома звучат великолепно, а вот на пластинке драйв пропал напрочь. По ощущениям музыканты перестарались с аранжировками и получилась эдакая скомканная бумажка, которую так и не смогли разгладить. Помню, как ждал следующий альбом и когда дождался, понял, что он хуже этого. Потом ждал следующий и он был слабее второго «Единочества». До сих пор жду новые работы, а как дожидаюсь, меня настигает одна мысль – предыдущий альбом был ужасно неинтересным, каким-то плоским, пластиковым, бездушным. Вот только этот ещё хуже.

«Девочка с плеером» выпустила «взрослый» альбом «Четырнадцать недель тишины». Пластинка оказалась коммерчески успешной, звук «нарулился» космический, аранжировки стали невероятно профессиональными, вот только пропал надрыв, испарилась энергетика и растаяла искренность. Несмотря на это, пара хитов состоялась: «Webgirl» и «Бесконечность» оккупировали чарты, дискотеки и тапки с утюгами. Лично я всегда не любил хиты практически всех групп, которые слышал, и «14 недель» не стали исключением.

Многие не вписывают группу «Любэ» в рок-тусовку, но их альбом «Давай за…» - это намного больше рок, нежели то, что сейчас делает тот же Шевчук. Да и за автографы Расторгуев никогда денег с фанатов не брал. Эта великая пластинка по праву стала лучшей в 2002-м году чуть ли не по всем показателям. «Ты неси меня река...» - получилась настоящей народной песней, с нашим колоритом и протяжной мелодией, олицетворяющей нашу необъятную страну, «Давай за…» - настоящий военный хит, от которого наворачиваются слёзы на глазах, «Берёзы» - исконно русская песня, для нашей широкой души, для застолий под теми самыми берёзками. Все песни о нас, о нашем быте: «Охота», «Покосы», «Поёт гитара», «Бабушка».

Мощнейшую работу выдал Макс Покровский и его «Ногу свело». «В темноте» - один из лучших альбомов этого коллектива. Тут тебе и бесспорные хиты: «В темноте», «Наши юные смешные голоса», «На заре ты её не буди», и крайне оригинальные, канонически «ногусвелошные» темы, типа «Бензин», «Из Алма-Аты», «Язык огня» + «Колыбельная», которую хочется слушать снова и снова. Есть, конечно же, и откровенная дичь, наподобие «Вставленного мотоциклиста» или «Петрушки», но, что за «Ногу Свело» без откровенного порожняка. Макс верен себе: половина альбома – топовая работа, половина – редкостное фуфло для душевнобольных. Пожалуй, этим он и прекрасен.

«Ундервуд» взорвал страну своим «Гагариным, я вас любила, о!» из альбома «Всё пройдёт, милая». Кстати альбом очень хорош, вот только его мало кто слушал и «Ундервуд» до сих пор знают лишь по песне про того самого Гагарина. Получилась эдакая группа одного хита для массового слушателя. А ведь они до сих пор насыпают в кратер и местами очень обильно. Советую ознакомиться.

«Кукрыниксы», содрогаясь от перемен в составе выдали великолепнейший альбом «Раскрашенная душа». Пластинка исключительно гитарная. Никаких тебе клавиш, синтов, пэдов-шмэдов. Тексты, местами, конечно оставляли желать лучшего, но мелодизм и общее настроение альбома перекрыли этот недостаток. Переписали «Не беду», сделав этот хит более плотным и драйвовым, пеканули кавер на Цоевскую «Печаль», сделали забавный клипчик и приготовились к записи своего лучшего альбома «Столкновение». Лёша ещё был молод, прекрасен, голоден до побед и мог уместиться в экран 4:3, сейчас же и в 21:9 виден только нос, да и то не полностью.

Едва ли не лучший свой альбом выдал Гарик Сукачёв со своими «Неприкасаемыми». «Ночной полёт» всем знаком по легендарной песне «Моя бабушка курит трубку», помимо неё крайне узнаваемы «Свободу Анджеле Дэвис», «Полюби меня» и «Сре-тен-ка». Название пластинки, скорее всего, отсылка к одноимённой книге французского лётчика-писателя Антуана де Сент – Экзюпери. Советую её прочесть, книга коротенькая, не более чем повесть, но глубокая, как Марианская впадина.

«Пилот» дал жару, и после акустик со всякими скрипочками выпулил индастриал, смешанный с альтернативой в альбоме «Джоконда». Это был эксперимент, который можно назвать прыжком в сторону, нежели уверенным броском вперёд. Хотя, возможно, благодаря этому альбому, вернее его звуку, мы в будущем услышим блестящую работу «Рыба, крот и свинья», где тебе и тяжёлая музыка, и энергия, и та самая душевность Ильи Кнабенгофа в одном флаконе. Именно этого не хватило «Джоконде». Здесь просто тяжёлая музыка, ради тяжёлой музыки. Но на то они и эксперименты, чтобы учиться, как завещал нам дедушка Ленин, разложившийся на плесень и липовый мёд.

«Пикник», выдавший в прошлом году свой самый известный альбом «Египтянин», записал довольно ни о чёмную пластинку «Чужой». Видать, решили пустить в свет все наработки, которые были в архивах на тот момент. Например, песни «Герой» и «Осень» были написаны аж в 1985-м году. На альбоме очень хороший звук, но пропала та самая мистика и самобытность. Благо, это была лишь передышка перед блестящей работой «Говорит и показывает», вышедшей годом позднее.

Найк Борзов тоже пустился в эксперименты и выпустил альбом «Заноза». После прошлого расхитового альбома «Супермен» с бомбами, типа «Верхом на звезде» и «Три слова», «Занозу» восприняли несколько прохладно. Кому-то не вкатила нарочитая драм-машина, кто-то сетовал, что в альбоме нет ни одного гитарного соло, иные искали хиты, наподобие «Лошадки», но не могли их найти, остальные подбешивались, слыша электронику, вместо привычного русского рока. По мне так альбом очень хорош. Местами прослеживалась стилистика Дельфина, а уж меня это всегда радует, где-то вполне себе канонический русский рок, электронщина тоже хорошо вплетена в треки и хиты есть: «Одна она» - вполне подходит под это определение.

Анна Осипова, она же «Юта» захватила радиостанции со своим хитом «Падать» из альбома «Хмель и Солод». Да и заглавная песня так же не обошла все эти ваши fmмы. Стилистически – это поп-гранж, как бы парадоксально это не звучало. Пожалуй, только девушка может поженить диаметрально противоположные жанры. Местами мне не понравились совсем детские тексты, но девочкам можно простить подобное, ведь девочки на то и девочки, чтоб им прощать мелкие шалости.

Группа Ария выпустила альбом «Штиль», состоящий из каверов и редких песен. Некоторые поклонники Арии до сих пор не знают, что «Пробил час», «Свобода» и «Беспечный ангел» - каверы, а не песни, авторства группы. Летом прошёл последний тур в старом составе, а уже осенью из Арии ушёл Кипелов, а вслед за ним Терентьев с Манякиным. И понёсся срач: началась делёжка названия «Ария», колкости в интервью сменялись взаимными обвинениями, чуваки никак не могли договориться, кто и какие песни может исполнять в рамках новых коллективов, летели грязные носки, зас*анные трусы и поток помоев принимал угрожающие размеры. Мы в эту выгребную яму лезть не будем, на ютубе есть чучело, которое не снимает обос*анные трусы семейки «Арии» со своей дегенеративной головы, пусть это существо отделяет фекалии от соплей, плавая в своей любимой выгребной яме. Мы же вспомним, что название «Ария» осталась у Холстинина с Дубининым, которые пригласили в коллектив Артура Беркута, который и стал вокалистом. Успели даже мощнейший сингл выпулить – «Колизей». Казалось, новый союз будет долгим и крепким, но это далеко не так. Об этом в следующих выпусках.

Хочется попросить у вас прощения за мой вопиющий косяк, ведь в этой статье не будет ничего о группе «Сектор Газа», потому что Юра Хой покинул наш мир два года назад. Я понимаю, что для многих музыка умерла ещё в 2000-м, когда вышел посмертный альбом Юры «Восставший из ада», но я всё же вас порадую, ведь всё ещё есть Король и Шут. Не знаю о чём буду рассказывать, когда умрёт Горшок, ведь кроме КиШа и Сектора Газа во Вселенной хороших групп не осталось, да что греха таить, кроме них никогда не было и никогда не будет музыки, ведь именно они создали её и научили играть на гитаре Джимми Хендрикса с Полом Маккартни. Наверное, придётся пилить все выпуски об их последователях, типа «Чёрного вторника» и прочих «Нагартах», а то говнарьчики опять развоняются, требуя обзор на новый альбом Сектора Газа, ведь Юра живой, просто прячется в Воронежских промзонах.

Так вот, «КиШочки» выпустили очень интересный и не менее качественный альбом «Жаль, нет ружья». Кстати, это последняя работа «золотого состава», в 2004-м скрипачка Мария Нефёдова умчит в США к мужу, нарожает детей и посвятит себя их воспитанию. В альбоме аж 17 песен, что довольно редко встретишь у наших музыкантов, правда многие треки были не новыми, ту же «Пьянку» Горшок написал аж в 1989-м. «Медведь» и «Мёртвый анархист» были признаны хитами и без конца орали из каждого унитаза. По музыке – снова хардкор-панк, который появился на предыдущей работе «Как в старой сказке». Это утяжеление пошло на пользу группе, т.к. хоррор-тексты Князя подчёркивались смачными «риффаками» на перегруженных гитарах. При этом остался полюбившийся всем «КиШовский» мелодизм. Даже Князь вырос на время и почти не выдал совсем уж ПТУшных текстов, хотя образы стали менее запоминающимися, т.к. истории рассказывались очень банальные. Слушать 3,5 минуты, как страдает медведь, превратившийся из-за пьяного колдуна в человека, такое себе. Да и «Утопленник» не более чем повторение песен «Помоги мне» и «История о мёртвой женщине». То кто-то тонет, а герой ему не помогает, чтоб посмотреть, как человек умирает, то опять кто-то захлёбывается, но герой не помогает, потому что… потому что Князь ничего не придумал умнее, как «насинячить» героя, чтоб «ноги пошли не туда», но утопленник не простил и пришёл отомстить, то баба голая валяется опять же у реки, а герой навалил в штаны и свалил домой, чтоб увидеть под окном пришедшую женщину, которая явно припёрлась не ради интимных утех. И везде хлещет дождь, мрак, ужас, кошмар и содомия. В будущем ещё и Реник будет стоять под ливнем проливным, а рядом расцветёт цветами Маргарита Пушкина.

Хотелось бы отметить ещё несколько хороших работ: группа Томас разродилась «Командором», очередной хитовый альбом выдал Мумий Тролль, «Мемуары» разлетелись чуть ли не целиком по радиостанциям и тапкам, а песня «В рейс» до сих пор любима мною. «Сегодня ночью» выпустили очень крепкий дебютник «Кофе и сигареты», «Кирпичи» отметились «Силой ума», Ночные Снайперы искали свой звук, да и себя тоже, под волнами «Цунами», а Тараканы выпустили свой лучший на данный момент альбом «Страх и ненависть», внутри которого таилась самая известная песня коллектива, для среднестатистического слушателя «Я смотрю на них». Другие, эммм.. панки из «Элизиума» выпустили альбом «Все острова». Помню, как купил его и понял, что зря зашёл в детский отдел, ведь все песни с пластинки явно для детей дошкольного возраста. Даже Князь для более взрослых тексты ваял. А вот Борис Борисыч меня страшно взбесил тем, что выпустил всего два альбома: «Сестра Хаос» и «Переправа». Ну ещё компиляция была для американских слушателей, но это такое.

Ставьте лайки, пишите комментарии, подписывайтесь – три этих действия ускоряют выход новых серий «Ностальгии ПроРока». До новых синяков.