В своих статьях я часто рассказываю о творческом наследии петербургских архитекторов, подробно изучая дома, построенные по их проектам. Однако никогда ранее я не уделял внимания домовладельцам: да, пускай они не имеют отношения к творческому аспекту создания памятников архитектуры, однако они являются главными инициаторами их появления - они покупали землю, на которой стояло здание, они финансировали строительство, они направляли архитекторов, указывая на то, каким именно они хотели бы видеть своё "детище" по итогу. Сегодня я постараюсь исправить эту ситуацию, рассказав вам о том наследии, которое оставила после себя одна из богатейших семей дореволюционного Петербурга - семья Ратьковых-Рожновых!
В Санкт-Петербурге конца 19 - начала 20 века существовало огромное количество домовладельцев, однако большая часть из них распоряжалась небольшим количеством домов - кто-то мог позволить себе владение одним доходным домом, кто-то обладал парой-тройкой зданий, некоторые могли иметь до полудюжины. Однако в Северной столице существовало несколько семейств, на средства которых было построено столько домов, что если бы их соединить вместе, то вышел бы не то чтобы целый квартал, а едва ли не целый городок!
И одной из богатейших семей было семейство Ратьковых-Рожновых: за полвека эти домовладельцы построили в Петербурге более полусотни доходных домов, многие из которых в наши дни считаются настоящими шедеврами архитектуры!
Ратьковы-Рожновы: что за семья и откуда у неё было столько денег?
Род Ратьковых-Рожновых появился путём слияния двух древних дворянских родов: Ратьковых (выходцы из Костромской губернии) и Рожновых (отрасль рода Пушкиных). Ветвь Ратьковых-Рожновых появилась в ходе бракосочетания Александра Ратькова и Пелагеи Рожновой, заключённого в 1825 году. Слияние фамилий произошло в связи с тем, что у Пелаги Алексеевны в роду более не было мужчин, и, дабы не прерывать род, две фамилии объединили - так и появился род Ратьковых-Рожновых.
Самый известный представитель рода - Владимир Александрович Ратьков-Рожнов, родился в 1834 году: именно при нём началось процветание рода Ратьковых-Рожновых, и по его заказу были возведены почти все доходные дома, которые я буду рассматривать в данной статье.
Так откуда у Владимира Александровича взялось столько средств, что он смог позволить себе возвести в столице Российской империи такое большое количество доходных домов? Всё просто: Владимир Ратьков-Рожнов совмещал несколько родов деятельности - будучи чиновником и политиком (действительный тайный советник (высочайший чин из возможных в России), член судебной палаты, гласный (по нашим временам - спикер) городской думы Петербурга, с 1904 года - Сенатор), Владимир Александрович успевал также заниматься и промышленным делом: ему принадлежало несколько лесозаготовительных заводов, а также горнодобывающие прииски. Думаю, после этих пояснений, вопрос появления у Владимира Ратькова-Рожнова столь крупного капитала отпадает сам по себе.
Кроме того, строительством жилья в Петербурге занимались также и дети Владимира Александровича: сыновья Ананий и Яков, а также дочь Ольга. Яков Ратьков-Рожнов был чиновником министерства иностранных дел, а также занимался предпринимательской деятельностью (он был директором пароходного сообщества "Самолёт" - крупнейшей компании, занимавшейся пассажирским пароходством в России, а также членом совета Волжско-Камского банка). В Петербурге он владел всего лишь парой доходных домов, которые явно были не главным пунктом его доходов. Но всё же.
Куда больше успел построить его младший брат Ананий - предводитель дворянства Санкт-Петербургской губернии, крупный землевладелец (ему принадлежало порядка 6,5 тысяч гектар земли). После себя Ананий Ратьков-Рожнов оставил серьёзное культурное наследие: он был инициатором строительства одного из самых известных в Петербурге доходных домов Ратьковых-Рожновых (но об этом я подробнее расскажу дальше), а также при нём началось освоение той территории, которая в наши дни именуется Сосновкой.
Дочь Владимира Александровича, Ольга Ратькова-Рожнова, тоже была крупным землевладельцем, вот только дома, построенные на её средства, не имеют в своих названиях упоминания семьи Ратьковых-Рожновых: это связано с тем, что Ольга Владимировна была замужем за генералом Серебряковым, фамилию которого она взяла после брака. Но о домах Серебряковой я в этой статье рассказывать не буду - эта тема заслуживает отдельного рассмотрения.
Вот такой богатой и интересной была династия Ратьковых-Рожновых. Правда, после революции всё их имущество было национализировано, а все члены семьи покинули Россию и остаток жизни прожили в Париже. Но в нашей стране осталось богатое наследство семейства, выраженное в виде бывших доходных домов Ратьковых-Рожновых. Вот о них мы и поговорим далее!
Доходный дом В. А. Ратькова-Рожнова на Садовой
Дата постройки: 1883
Адрес: Садовая улица, д. 7, Итальянская улица, д. 21
Архитектор: Михаил Петерсон
Первой выдающейся постройкой Владимира Ратькова-Рожнова стал доходный дом на участке, расположенном буквально в самом центре Петербурга - на пересечении Садовой и Итальянской улиц. В качестве автора проекта Владимир Александрович выбрал опытного архитектора Михаила Петерсона (с ним Ратьков-Рожнов сотрудничал за десять лет до этого при строительстве доходного дома на Гончарной улице, о котором я решил не рассказывать в рамках данной статьи).
Петерсон работал в стиле эклектики - наиболее популярном во второй половине 19 века стиле в Петербурге. А потому и здание на Садовой получило вполне обыденный, типичный для Северной столицы облик: здание с полностью рустованным фасадом, выделяющееся несколькими необычными деталями. Одной из них является эркер, поддерживаемый двумя атлантами.
Кстати, обратите внимание на эту деталь и запомните её - далее по ходу статьи вы ещё не раз встретите атлантов на фасадах доходных домов Ратьковых-Рожновых. Можно сказать, что атланты были неотъемлемым атрибутом владений этого семейства!
Во всём остальном фасад здания не особо оригинален - отмечу, что руст, которым так обильно украшен доходный дом на Садовой улице, встречается буквально в каждой второй постройке тех времён. В этом плане автор здания, архитектор Петерсон, пошёл по уже давно проложенному пути и не стал придумывать оригинальных приёмов, что, впрочем, вполне устраивало и самого домовладельца.
Мебелированные комнаты В.А. Ратькова-Рожнова
Дата постройки: 1884 (перестроен в 1894 году)
Адрес: набережная канала Грибоедова, д. 24
Архитектор: Михаил Петерсон, автор перестройки - Павел Сюзор
Следующее здание Ратьков-Рожнов поручил построить буквально через год после предыдущего, и его автором стал всё тот же Михаил Петерсон. Вот только до наших дней здание дошло в сильно изменённом виде - а всё потому что в 1893 году Владимир Ратьков-Рожнов принял решение перестроить уже существовавшее здание для изменения его основного назначения - из меблированных комнат (что-то между современным отелем и апартаментами) в пассаж! И вот для этих целей Ратьков-Рожнов пригласил своего постоянного работника - Павла Юльевича Сюзора (автора одного из самых известных зданий Петербурга - Дома компании Зингер на Невском проспекте!
У Ратьковых-Рожновых и Павла Сюзора складывались особые отношения: в какой-то момент (примерно с 1890 года) Ратьковы-Рожновы начали сотрудничать исключительно с Сюзором - Павел Юльевич реализовывал буквально всё, что желали построить в Петербурге Ратьковы-Рожновы. Ну а реконструкция меблированных комнат была одной из наименее масштабных в послужном списке Сюзора: тем более, что не до конца понятно - кому именно принадлежит авторство оформления фасадов здания: Сюзору или Петерсону.
Дело в том, что доподлинно известно, что в 1894 году Сюзор реконструировал здание изнутри: изменил внутреннюю планировку (приспособил под новые цели) и создал новые интерьеры. А вот работал ли он над изменением фасадов - остаётся загадкой.
Впрочем, это не так и важно - в любом случае, дом на канале Грибоедова представляет собой всю ту же типичную для Петербурга эклектику. Есть здесь и излюбленные Ратьковыми-Рожновыми скульптуры, придерживающие эркеры: вот только здесь они представлены в виде женских фигур - кариатид.
Отмечу также, что это здание хорошо известно многим петербуржцам, так как в советское время в нём располагались главные железнодорожные кассы города. Вот только я не уверен, что люди, приехавшие на канал Грибоедова за билетами на поезд, обращали внимание на красоту фасадов этого роскошного здания!
Доходный дом В. А. Ратькова-Рожнова на Загородном проспекте
Дата постройки: 1884-1886
Адрес: Загородный проспект, д. 39, Гороховая улица, 79
Архитекторы: Виктор Шретер, Леонтий Бенуа
Помимо Петерсона и Сюзора, над доходными домами Ратьковых-Рожновых трудилось ещё двое именитых петербургских архитекторов: главный мастер кирпичного стиля Владимир Шретер и один из крупнейших дореволюционных зодчий Леонтий Бенуа! Оба архитектора работали на Ратьковых-Рожновых единожды - они построили для семейства доходный дом на углу Загородного проспекта и Гороховой улицы.
Скорее всего, главенствующие позиции в этом тандеме архитекторов занимал Виктор Шретер - на тот момент он уже был зодчим с немалым опытом работы, тогда как Леонтий Бенуа только начинал свою творческую карьеру. Так или иначе, их совместная работа на Загородном проспекте получилась достаточно необычной: этот доходный дом не похож на другие постройки, принадлежавшие Ратьковым-Рожновым. У этого здания нет скульптурных композиций и выдающихся эркеров - напротив, он обладает "плоскими" фасадами с единственным выступом в виде углового эркера!
Впрочем, декор у дома Ратькова-Рожнова всё ещё богатый: просто тут архитекторы решили уделить особое внимание декоративному украшению фасадов: лепнине, барельефам, и т.д.
А особенно любопытной мне кажется деталь, расположенная по обе стороны от эркеров - вензель, представляющий собой две скрещенные буквы "Р" и помещенную поверх них букву "В": в этих символах зашифрованы инициалы владельца дома - Владимира Ратькова-Рожнова. Очень интересная деталь, которая не встречается на фасадах других домов Ратьковых-Рожновых!
Доходный дом В.А. Ратькова-Рожнова на канале Грибоедова
Дата постройки: 1886-1890
Адрес: набережная канала Грибоедова, д. 71, Столярный переулок, д. 13, Казначейская улица, д. 6
Архитектор: Павел Сюзор
Если обратиться к хронологии построек Ратьковых-Рожновых, то здание на канале Грибоедова окажется первой работой Павла Юльевича Сюзора по заказу этого именитого семейства. Можно сказать, что строительство этого дома положило начало многолетнему сотрудничеству Ратьковых-Рожновых и Сюзора, которое подарило нам, петербуржцам, целый ряд выдающихся памятников архитектуры, которыми мы можем любоваться и по сей день!
К 1886 году на счету Павла Сюзора числилось более сорока самостоятельных построек - и это всего за 16 лет работы! Сюзор считался одним из ведущих архитекторов Петербурга, а потому не удивительно, что именно к нему решил обратиться Владимир Ратьков-Рожнов: он поручил ему строительство крупного доходного дома на достаточно сложном участке: он представлял собой треугольник, ограниченный каналом Грибоедова, Казначейской улицей и Столярным переулком.
Сюзор сумел грамотно вписать здание в этот участок, построив дом соответственно - треугольником: на канал Грибоедова выходит его лицевая сторона, по углам которой находятся две выразительные башни, тогда как две остальные стороны здания более скромны. Более того, они ещё и ниже основного фасада здания на один этаж: сделано это было дабы соблюсти закон, согласно которому нельзя было строить здания, высота которых превышала бы ширину улицы (понятное дело, что ширина канала Грибоедова позволяла строить максимально высокие здания, в отличии от примыкающих к нему переулков).
Но помимо интересной композиции, доходный дом Ратькова-Рожнова на канале Грибоедова славится также и своим необыкновенным декором: заказчик не жалел средств на строительство здания, а потому Павел Юльевич превратил фасад здания в некое подобие музея!
Особенно выразительны скульптуры, украшающие фасад доходного дома. Здесь Сюзор впервые использует детали, которые в дальнейшем перенесёт на две другие свои постройки, выполненные по заказу Ратьковых-Рожновых. Первая из них - милые путти, венчающие вход в парадное.
Другая любимая деталь Ратьковых-Рожновых - могучие атланты, держащие на своих плечах эркеры, выполненные в виде перевёрнутой буквы "Т" (от эркера в обе стороны отходят балконы, имеющие с ним общее основание).
Запомните обе эти детали - мы ещё несколько раз увидим их в рамках данной статьи!
В общем, доходный дом на канале Грибоедова - одна из самых узнаваемых построек, принадлежавших Ратьковым-Рожновым. Впрочем, в последующие годы Сюзор пошёл ещё дальше, и создал две уникальные по своему виду постройки, не похожие на на какие другие здания России! О них и поговорим далее!
Доходный дом Я. В. Ратькова-Рожнова на улице Пестеля
Дата постройки: 1898-1900
Адрес: улица Пестеля, д. 13-15
Архитектор: Павел Сюзор
Следующей роскошной постройкой Сюзора стал доходный дом, выполненный по заказу сына Владимира Александровича, Якова Ратькова-Рожнова, на улице Пестеля - в дальнейшем Павел Юльевич возвёл для Ратьковых-Рожновых ещё один дом с практически такой же компоновкой, но с другим оформлением фасадов.
Отличительной чертой дома на улице Пестеля является его огромная арка, тянущаяся на высоту третьего этажа, и оформляющая проезд в не менее огромный двор, который своим видом более походит на отдельный переулок, нежели на обычное внутридворовое пространство. Этот приём, который в дальнейшем ещё несколько раз был использован другими архитекторами Петербурга (например, Толстовский дом по проекту Фёдора Лидваля), был впервые введён в архитектурную практику именно Сюзором!
Как и в предыдущих работах для Ратьковых-Рожновых, в здании на Пестеля Павел Сюзор уделил особое внимание фасадам здания: они буквально изобилуют лепным декором - от классических узоров до целых скульптурных композиций!
Не обошёл Сюзор стороной и черты, которые мы уже встречали ранее. Так, в этом здании мы можем повстречать всё тех же пути, оформляющих карниз входной группы - здесь они даже располагаются в такой же позе, как и в доме на канале Грибоедова!
Ну и, конечно же, атланты - они имеются и здесь, и их облик всё такой же. В общем то, Сюзор не стеснялся копировать уже созданные ранее детали, да и Ратькова-Рожнова это особо не смущало.
Доходный дом А. В. Ратькова-Рожнова на Кирочной улице
Дата постройки: 1899-1900
Адрес: Кирочная улица, 32-34
Архитектор: Павел Сюзор
Одновременно с домом на улице Пестеля, Сюзор работал над строительством ещё одного доходного дома, похожего на своего "собрата" по своей основной задумке (здесь тоже присутствует высокая арка, за которой просматривается просторный двор-улица), но сильно отличающегося от него по фасадному решению. Да и строил это здание Павел Юльевич для другого члена семьи, для Анания Владимировича (того самого, который занимал должность представителя дворянства в Петербурге).
В этом здании двор-улица выглядит куда более скромным: на это повлияла и площадь двора (в здании на Кирочной она значительно меньше), и грузный фрагмент фасада, расположенный над самой аркой. Да и в целом дом на Кирочной выглядит массивнее, монолитнее - видно, что Сюзор стремился построить более вместительное здание, которое приносило бы больше доходов его владельцам!
Ну а что касается декора фасадов, то тут он, на мой взгляд, необычнее и даже интереснее, чем у дома на Пестеля: здесь Сюзор смешивает элементы типичной петербургской эклектики (скульптуры, атланты и т.д.) с деталями, присущими новому на тот момент стилю - модерну. Об этом, к примеру, свидетельствуют небольшие балкончики округлой формы, украшенные ажурными перилами!
Но и без классики тут никуда - всё те же атланты держат всё те же эркеры (только, в этот раз, без балконов в основании). Ну что тут скажешь - видимо Ананию Владимировичу нравились атланты, которые за долгие годы стали, можно сказать, семейной "фишкой" Ратьковых-Рожновых!
Любопытно, что это здание стало последней крупной работой, выполненной по заказу Ратьковых-Рожновых - в дальнейшем члены этой династии более не возводили нового жилья: по всей видимости, им вдоволь хватало средств от уже построенных ими владений. Да и с началом 20 века в Петербург пришёл более скромный стиль модерн, а Ратьковы-Рожновы всё же были любителями помпезной эклектики - быть может, дело было ещё и в этом.
Ну а на этом я заканчиваю свой рассказ о творческом наследии, оставленном нам семейством Ратьковых-Рожновых. Думаю, никаких особых выводов к этой статье не требуется - я и так очень подробно раскрыл эту тему!
Пишите в комментариях - понравился ли вам формат данной статьи, и стоит ли делать публикации о других крупных семействах, занимавшихся строительством доходных домов в Петербурге. А может быть вы бы хотели услышать рассказ о какой-то конкретной династии? Пишите, с удовольствием обсужу с вами эту тему в комментариях!
Спасибо за внимание и до новых встреч!