В этой статье я хочу рассказать про одного из важнейших архитекторов в истории Санкт-Петербурга, про человека, который сильно повлиял на облик нашего города и которого по праву можно называть "отцом северного модерна в Петербурге".
Имя Лидваля знакомо многим людям, и даже тем, кто не особо интересуется архитектурой. Фёдор Лидваль действительно является очень важной для истории Петербурга личностью - он был одним из тех, кто формировал облик нашего города в самом начале 20 века. Его по праву можно назвать мастером целой архитектурной эпохи - он был популяризатором стиля модерн (в частности северный модерн) в городе на Неве.
В конце 19 века начался очень важный для Петербурга момент - произошёл самый настоящий "строительный бум", и в городе в огромном количестве начали строиться жилые дома. И, не смотря на то, что этот процесс можно назвать массовым строительством, новые постройки не только не испортили архитектурный облик Санкт-Петербурга, но наоборот - сформировали внешний вид города таким, каким мы привыкли видеть его сейчас. И одним из главных строителей этого "нового Петербурга" стал архитектор Фёдор Лидваль.
Краткий экскурс в биографию архитектора
Фёдор Иванович Лидваль родился 20 мая 1870 года в Санкт-Петербурге, однако имел шведские корни - и мать, и отец зодчего были шведами по национальности, переехавшими жить в столицу Российской Империи.
Образование Фёдор Иванович получил в России, в двух высших учебных заведениях Петербурга: в художественной академии имени Штиглица и в Высшем художественном училище (ныне Институт имени Репина). Причём в последнем университете преподавателем и наставником Лидваля являлся не менее известный в Петербурге архитектор - Леонтий Бенуа. Он в значительной степени повлиял на формирование Лидваля как самостоятельного и талантливого архитектора.
Мой отец очень любил его [Леонтия Бенуа], восхищался им. Я думаю, что влияние Бенуа было исключительно важным для студентов. Я могу утверждать, что эти академические годы были самым счастливым временем в жизни Фёдора Ивановича.
Слова принадлежат Ингрид Лидваль, дочери Фёдора Лидваля
После обучения Фёдор Иванович сразу принялся за работу и с 1899 года по 1918 год в большом количестве создавал в Петербурге свои архитектурные творения. Но, увы, после революции архитектор был вынужден покинуть страну и переехать вместе с семьей на историческую родину - в Стокгольм.
Лидваль занимался творческой деятельностью и в Швеции, но в уже куда меньших количествах - он скучал душою по Петербургу и не мог работать в полную силу. Сказался на это ещё и возраст - Лидваль переехал в Швецию в 48 лет, когда его творческая карьера приближалась к своему "закату". Умер Лидваль в Стокгольме, в возрасте 75 лет.
Самые интересные и выдающиеся постройки Лидваля
Перед тем, как начать свой рассказ о самых интересных и красивых творениях Фёдора Ивановича, хочу отметить, что я рассказываю не о всех зданиях, которые он построил, а лишь о самых выдающихся. Ещё отмечу, что здания я расставил в хронологическом порядке, а не в порядке значимости!
Доходный дом Иды Лидваль
Дата строительства: 1899-1904 годы
Адрес: Каменноостровский проспект 1-3, Малая Посадская 5, Кронверкский проспект 15
Удивительно, но первой самостоятельной постройкой архитектора стал доходный дом, выполненный по заказу его же матери - Иды Лидваль. В этом же доме жил и сам Фёдор Иванович, и жил он в нём до самого отъезда в Швецию в 1918 году.
Здание состоит из нескольких корпусов - одного главного, углублённого по отношению к двум другим, боковым корпусам. Есть и четвертый корпус, расположенный за центральной частью здания и выходящий на Малую Посадскую улицу. Этот корпус семья Лидвалей использовала как собственное жилье, тогда как основную часть здания со стороны Каменноостровского проспекта они сдавали в наём.
Доходный дом Лидваль обладает чёткими чертами северного модерна: начиная от натуральных материалов различной фактуры в отделке, и заканчивая плавными изгибами очертаний корпусов.
Можно сказать, что первой своей постройкой Фёдор Лидваль наметил направление всей своей архитектурной деятельности, ведь северный модерн был хоть и не единственным, но главным стилем, в котором "творил" Лидваль на протяжении всей своей жизни. Более того, это здание повлияло и на всю архитектуру Петербурга в целом - оно дало толчок для появления в столице северного модерна.
Доходный дом Мельцера
Дата постройки: 1904-1905 годы
Адрес: Большая Конюшенная улица 19, Волынский переулок 6-8
По-моему мнению, доходный дом Мельцера - самое красивое здание, построенное Лидвалем. В нём прямо-таки ощущается дух Скандинавской культуры, что и задумывалось при строительстве.
На момент строительства, доходный дом стал доминантой целого района города, однако пробыл он ей недолго - через четыре года напротив него построили здание, известное в наше время как ДЛТ. У них примерно одинаковая высота, и своими угловыми башнями они формируют своеобразный ансамбль Большой Конюшенной улицы.
Отдельного внимания заслуживают материалы, из которых был создан дом Мельцера. Часть здания состоит из гранита, который переменятся штукатуркой коричневого цвета. В это же время дом украшают настоящие камни, которые чередуются в здании с кирпичной кладкой. Целая солянка из материалов использована Лидвалем так, что это не выглядит хаотично и сумбурно, а наоборот, формирует уникальный облик здания, в котором каждая деталь сочетается с другой деталью. Этим мне и нравится северный модерн!
Дом Мельцера - прекрасное здание, ещё раз подтверждающее нам талант Лидваля как архитектора.
Здание Азовско-Донского банка
Дата постройки: 1907-1913 годы
Адрес: Большая Морская улица 3-5
Одна из немногих построек Лидваля, не связанная с модерном напрямую. Да, в здании есть некоторые его черты (в основном это форма окон), однако всё-таки здание является представителем стиля неоклассицизм. И это не удивительно - на стыке первого и второго десятилетий 20 века в Петербурге снова в моду вошло возвращение к архитектурным истокам.
Здание банка выглядит очень помпезно и богато не случайно - раньше внешний вид здания отражал богатство компании, в связи с чем банки давали заказы архитекторам на помпезные и отражающие их достаток фасады зданий для привлечения большего количества потребителей.
Доходный дом Нобеля
Дата постройки: 1910-1911
Адрес: Лесной проспект 20
Данный дом был построен для рабочих завода "Людвиг Нобель" по заказу владельца этого завода, Эммануила Нобеля - племянника легендарного Альфреда Нобеля, учредителя всемирно известной нобелевской премии. Более того, за счёт промышленной деятельности Нобеля, в России появился первый дизельный двигатель! Вот такой вот след оставила известная династия Нобелей в Санкт-Петербурге!
С архитектурной точки зрения это здание выглядит довольно аскетично в плане деталей фасада - нет необычных окон и обилия декоративных деталей. Однако, у этого дома есть другие преимущества.
Стены здания покрыты шероховатой штукатуркой серого цвета, что придаёт зданию индивидуальности в сравнении с другими зданиями района. Но главной отличительной чертой дома являются продолговатые ряды арок, а также небольшая башенка, несимметрично расположенная по отношению к главному фасаду здания.
Доходный дом Нобеля - очередное здание, построенное в стиле северного модерна, что довольно нетипично для района, в котором он расположен. Посмотрев на его фотографию, можно подумать, что дом находится на Петроградке или в центральной части города. Однако, расположен он прямо в районе промзон, у метро Выборгская. Так что дом Нобеля, пожалуй, главное украшение этих мест, спасибо за это и Лидвалю, и Нобелю!
Доходный дом Толстого
Дата постройки: 1910-1912
Адрес: улица Рубинштейна 15-17, набережная реки Фонтанки 54
Доходный дом Толстого (или просто "Толстовский дом") очень важная для Санкт-Петербурга постройка не только с точки зрения архитектуры, но и с точки зрения градостроения. Дело в том, что этот дом фактически можно назвать одним из первых жилых комплексов в России - пространство его внутреннего двора продумано так, что на промежутке между набережной реки Фонтанки и улицей Рубинштейна умещается два внешних корпуса (выходят на улицу) и два корпуса внутри двора. При этом сам двор имеет довольно большой размер - это не обычный двор-колодец, а двор со сквозным проходом и большим функциональным пространством.
Таким образом, можно сказать, что Лидваль превзошёл время и создал жилой массив с рациональной и логичной внутридворовой планировкой - в будущем над этими идеями будут во всю трудиться архитекторы-конструктивисты, а после эти идеи будут использовать градостроители при планировке целых кварталов новых районов в городах.
Что касается архитектуры, то в ней ощущается почерк зрелого архитектора-Лидваля. То есть, это не просто северный модерн, а северный модерн с отсылкой к старой архитектуре (к примеру, арки) и умеренным количеством деталей на фасаде.
К сожалению, двор Толстовского дома закрыт для посетителей забором. Конечно, проникнуть туда не сложно (лично я подождал две минуты, пока не встретил выходящих из двора жителей дома), но всё равно неприятно, что такое классное общественное пространство, очень ценное с архитектурной точки зрения, пытаются огородить от людей.
Гостиница "Астория" (совместно с Козловым и К. Эйлерсом)
Дата постройки: 1911-1912 годы
Адрес: Большая Морская улица 39
Гостиница Астория считается чуть ли не ключевым проектом в жизни Фёдора Лидваля, однако с архитектурной точки зрения она далеко не самая интересная у архитектора. Более того, архитектор работал над проектом не один, а в команде с ещё двумя архитекторами: Козловым и Эйлерсом.
Здание стало последним объектом в архитектурном ансамбле Исаакиевской площади. При этом гостиница немного выше окружающих её зданий, что не очень правильно с точки зрения градостроительства (нарушает целостность архитектурного ансамбля), но связано это было не с замыслом архитектора, а с желанием компании-заказчика.
Гостиница Астория являлась одной из самых комфортабельных в Петербурге на момент строительства и остаётся такой же престижной в наши дни. Она вполне красива внешне, имеет удобную планировку и прекрасный интерьер, а также расположение в самом центре Санкт-Петербурга, что делает данный проект Лидваля действительно успешным.
Доходный дом Г. Эйлерса (совместно с К. Эйлерсом)
Дата постройки: 1913-1914 годы
Адрес: улица Рентгена 4
Это очередное здание, построенное Лидвалем для своих родственников. Дело в том, что заказчик - Герман Эйлерс, является отцом жены Лидваля, то есть тестем архитектора.
Но самое забавное, что строил это здание Лидваль совместно с братом жены и сыном заказчика, архитектором Константином Эйлерсом. Получается, что над домом работал целый семейный подряд! Надеюсь, я не запутал вас этими сложными семейными взаимосвязями.
Я столкнулся с этим домом случайно, и фотографии я делал не зная, что к дому приложил руку архитектор Лидваль. Я делал их исключительно из-за красоты здания, а если быть точнее, то из-за красоты двора-колодца этого доходного дома.
Скажу честно, я впервые столкнулся со зданием, фасад которого по красоте сильно уступает его двору. Поэтому удивительно, что я вообще наткнулся на этот дом и решил зайти в его двор - буду считать это счастливым везением, ведь архитектурный ансамбль двора-колодца просто прекрасен!
Похожая ситуация со двором встречалась мне в доходном доме Толстого, но там и лицевая, и дворовая часть здания одинаково красивы, когда как у дома Эйлерса особенно примечателен именно двор.
Доходный дом Эйлерса является практически последней полноценной постройкой Лидваля в Санкт-Петербурге (после него он успел только поработать над реконструкцией двух зданий, а также построить один доходный дом, гораздо меньшей красоты, чем рассмотренные в этой статье).
Заключение
Хочется сказать пару слов в заключении статьи и подвести её итог. Фёдор Лидваль - талантливейший архитектор, который стоит в одном ряду по степени важности для внешнего облика Петербурга с такими архитекторами 20 века, как Леонтий Бенуа, Василий Косяков и Ной Троцкий. По степени же влияния на формирование стиля модерн в России я сравнил бы Лидваля с Петербургским архитектором Бубырём, а также с двумя Московскими зодчими: Шехтелем и Кекушевым.
Другими словами, Лидваль - это архитектор, оставивший после себя огромное культурное наследие, которым мы можем любоваться каждый день просто гуляя по улицам Петербурга. Поэтому так важно помнить об архитекторах - их творения составляют очень большую часть нашей жизни - в их домах мы живём и мимо их домов мы ходим каждый день по улицам!
Если вам понравилась статья, то подписывайтесь на канал - в будущем я буду писать и о других архитекторах, а также о прочих интересных вещах, связанных с архитектурой и краеведением в Петербурге и в других городах России.
Остальные статьи из цикла "Великие архитекторы 20 века в России":