Обширный ассортимент разнообразных комнатных растений стремительно меняет семейный портрет наших домашних цветов. А традиционный способ пополнения комнатного садика (приглянулось у знакомых растение – попросил черенок – вырастил) – безвозвратно уходит в прошлое. Да и сам набор еще недавно широко распространенных и общеизвестных домашних цветов смещается куда-то в коридоры поликлиник и холлы подъездов.
Жаль немного этих живучих, уютных и трогательных растений. Тем более, что среди них есть и непреходяще достойные виды. Яркий пример – рипсалис цереускула (Rhipsalis cereuscula). Впрочем, пример-то яркий, а вот сам кактус совсем скромный. Просто светло-зеленые густо-разветвленные прутики. Многим даже в голову не приходит, что это вообще – кактус. Большинство цветоводов никогда не видело его цветущим, а тем более – с плодами. Такое фоновое растение, многие десятилетия сохранявшееся в первых рядах комнатных цветов, скорее, благодаря своей исключительной живучести. Ну и кроме того, размножать его очень просто.
Но кактус это, кактус! Очень необычный, очень специализированный – представитель эволюционно продвинутого рода эпифитных кактусов, о котором я недавно подробно рассказывал.
А скромный… Так это обычная история с растениями изящными и нежно-красивыми. Чтобы их красоту раскрыть и ею восторгаться, нужно создать хотя бы минимально достойные условия и немного глаз настроить.
И вот тогда вы по достоинству оцените это изумрудное кружево с трогательными цветками-подснежниками.
Рипсалис цереускула опередил даже своих сородичей в эволюционной утрате суккулентности и всякого сходства с «настоящими» кактусами. Побеги у него тонюсенькие (не более 4 мм) и четко разделены на стеблевые (основные) длиной до 30 см, и концевые, играющие роль листьев. Последние могут быть совсем крошечными – менее 1 см длиной. Основные ветви цилиндрические, а вот у концевых 4-5 микроскопических ребрышек с микроскопическими же «колючками», редуцированными до белесых волосинок. Такая колючеватая ребристость – сохранившееся наследие «настоящих» кактусов – предков рипсалисов. Благодаря ей сегменты рипсалиса цереускула похожи на миниатюрные столбовидные кактусы-цереусы. Отсюда и видовое название, которое переводится как «крошечный цереус».
Интересна структура этого кустика. Рост всех его побегов-сегментов детерминированный. При этом стеблевые побеги образуются из основания куста, а когда их рост заканчивается, начинают обильно ветвиться. Концевые сегменты появляются пучками и только на концах предыдущих. И у них есть характерная особенность: они располагаются под прямым (или под почти прямым) углом друг к другу и не повисают кистью, как у других тонкостебельных рипсалисов. Все это придает рипсалису цереускула своеобразный узнаваемый облик: длинные основные побеги красиво выгибаются дугами, на концах которых кружевные облачка густо растопыренных концевых сегментов. Изящное разрастание своеобразной колонии крошек-концевых сегментов вызывает определенную ассоциацию с кораллами. Поэтому бытовое название рипсалиса цереускула – «коралловый кактус».
За коралловое изящество его ценят фитодизайнеры. И благодаря этому начинается новый пик популярности рипсалиса цереускула. Он все чаще – великолепно выращенный - предлагается в цветочных магазинах и все чаще используется в интересных фитокомпозициях.
Повторю только, что такими изумительно красивыми рипсалисы цереускула формирутся в мало-мальски приемлемых условиях. Впрочем, никаких «секретов» выращивания этого кактуса нет: достаточно соблюдать совсем несложные правила, о которых я уже рассказывал.
А теперь про цветение. При соблюдении основных правил ухода зацветет ваш рипсалис непременно. Не цветет же он чаще всего по таким вопиющим причинам: его заливают/пересушивают; держат совсем без света (на шкафу или в темном углу); ставят зимой у батареи.
Цветки же у рипсалиса цереускула достойные: нежно-белые колокольчики размером около 2 см. У хорошо выращенного экземпляра они появляются в большом количестве в осенне-весенний период, случается и дважды за сезон.
Рипсалис цереускула - близкий родственник рипсалиса пилокарпа (R. pilocarpa), о котором я уже писал. И тоже относится к группе эритрорипсалисов. Только пилокарпа яркий и пышный, а герой сегодняшнего рассказа более изящный, более сдержанный. Аромат его цветков более тонкий и слабый, плоды тоже не броские: белые и небольшие. Но завязываются они, как и у рипсалиса пилокарпа, только при перекрестном опылении. Поэтому плодов мы в культуре практически не видим.
Несмотря на обширный ареал и почти двухсотлетнюю историю культивирования, у рипсалиса цереускула нет каких-либо дискретных форм или вариаций. Он вообще на удивление не-изменчивый. В культуре мне встречались необычные экземпляры с очень мелкими концевыми сегментами, но, скорее всего, это результат специфических условий выращивания или свидетельство почтенного возраста.