Найти в Дзене

Иномарки в СССР

Сейчас на дорогах нашей страны наравне с отечественными автомобилями в общем потоке едут иномарки,к ним давно привыкли и не обращают внимания.А вот во второй половине прошлого века,каждая такая встреча вызывала повышенный интерес,особенно у тех,кто так или иначе был связан с автомобилями.К 1950 году трофейных легковых уже не было, поставлявшихся из ГДР , EMW-340 было очень мало,а изредка проезжавшие «мерседесы» или « пежо»в основном были с дипломатическими номерами.А вот грузовые… Первые поставки грузовых автомобилей в Советский Союз начались вскоре после войны. Это были Татра (Tatra) 111- 8 тонные дизельные грузовики.Затем началось поступление самосвалов Татра-111S1 ,Татра -111S2, Татра-111S3 и бортовых 10 тонных Татра-111R. К середине 50-х их насчитывалось уже более 2000 Более распространенными были самосвалы Татра-138 S1,Татра -138 S3 грузоподъемностью 12700 кг и 15 тонные Татра -148 S1,Татра-148 S3. Они оснащались дизельными двигателями воздушного охлаждения,мощностью 180 -220 л.с.

Сейчас на дорогах нашей страны наравне с отечественными автомобилями в общем потоке едут иномарки,к ним давно привыкли и не обращают внимания.А вот во второй половине прошлого века,каждая такая встреча вызывала повышенный интерес,особенно у тех,кто так или иначе был связан с автомобилями.К 1950 году трофейных легковых уже не было, поставлявшихся из ГДР , EMW-340 было очень мало,а изредка проезжавшие «мерседесы» или « пежо»в основном были с дипломатическими номерами.А вот грузовые…

EWM-340         Фото из архива автора
EWM-340 Фото из архива автора

Первые поставки грузовых автомобилей в Советский Союз начались вскоре после войны.

Это были Татра (Tatra) 111- 8 тонные дизельные грузовики.Затем началось поступление самосвалов Татра-111S1 ,Татра -111S2, Татра-111S3 и бортовых 10 тонных Татра-111R. К середине 50-х их насчитывалось уже более 2000

Татра-111  фото из архива автора
Татра-111 фото из архива автора

Более распространенными были самосвалы Татра-138 S1,Татра -138 S3 грузоподъемностью 12700 кг и 15 тонные Татра -148 S1,Татра-148 S3.

Они оснащались дизельными двигателями воздушного охлаждения,мощностью 180 -220 л.с. и заслужили признание у водителей.

Татра-138 S3   фото из архива автора
Татра-138 S3 фото из архива автора
Татра-148 S3
Татра-148 S3

Все эти автомобили в основном поставлялись в районы Сибири и Казахстана,работали в тяжелых условиях на различных стройках и о них мало в то время рассказывали.Лишь с началом строительства БАМа в газетах и журналах можно было увидеть фотографии «косолапых»,

как их называли, «татр» и немецких «магирусов»

Магирус-232D 19K
Магирус-232D 19K

Другой популярной маркой чешских автомобилей стала Шкода (Skoda),

позже заводы по выпуску грузовых автомобилей стали частью объединения ЛИАЗ (LIAZ) “Либерецкие автомобильные заводы»,

не путать с нашим ЛИаЗ-Ликинским автобусным заводом и Люберцами ,
их город- Либерец.

Первыми автомашинами этой марки был бортовой грузовик Шкода-706R,его грузоподъемность составляла 7700кг.А на трассах появился седельный тягач Шкода-706 R TT N (4х2) с полуприцепом

рефрижератором N12 ALKA.

Шкода 706 RT TN
Шкода 706 RT TN

А первыми автопоездами для междугородных перевозок в 50-е годы были серебристые «австро-фиаты» мо дели 745

фото из архива автора
фото из архива автора

В 1952 году завод Шкода в г.Млада-Болеслав (ЧССР) начал выпуск малолитражек Шкода1201- с бензиновыми двигателями мощностью 45 л.с. и шасси с центральной рамой-трубой.Выпускались модификации седан,универсал,фургон и санитарный.Большая часть этих автомобилей поставлялась в СССР и их можно было увидеть в различных городах страны преимущественно в виде фургонов ( грузоподъемность500 кг) и санитарных.Последние отличались удлиненным кузовом для двух носилок

и откидывающейся вниз задней дверью.

Шкода-1201 фургон   фото из архива автора
Шкода-1201 фургон фото из архива автора
Санитарная Шкода-1201  фото из архива автора
Санитарная Шкода-1201 фото из архива автора

В семидесятые годы были крупные поставки и польских автомобилей.Это семейство «Ныса-521»(4х2): 10-местный микроавтобус М521,

фургон Ф521 грузоподъемностью 850 кг, санитарная машина С521 и грузопассажирский 8-местный Т52.А также грузовики

«ЖУК»(4х2) грузоподъемностью 900 кг: бортовой А11,решетчатый кузов А13,фургон А06. При эксплуатации в Советском Союзе эти машины с карбюраторными 4-х цилиндровыми двигателями С21 мощностью 70 л.с.имели неоспоримое достоинство тем,что многие их узлы и детали были взаимозаменяемыми с деталями «волг».

Ныса-521
Ныса-521
Жук-А-13   фото из архива автора
Жук-А-13 фото из архива автора

Среди других иномарок колесили у нас немецкие ИФА-50 L /К (4х2), Praga V3S ,седельные тягачи Вольво- F89-32, Татры-813.

Накануне московской Олимпиады -1980 для коммунальных хозяйств была закуплена крупная партия « Унимог» (Unimog).

ИФА-50
ИФА-50
Прага V3S
Прага V3S
Татра-813      фото из архива автора
Татра-813 фото из архива автора

А какие иностранные автомобили в то время встречались вам?

До встречи на канале!

Еще статьи канала

.московское такси 50-90 годов

  • "канарейки"
  • автомобиль-долгожитель
  • автомобили с красным крестом в СССР