Найти тему

Новые тенденции в высшем образовании: как меняется образовательный процесс?

Высшее образование — отрасль, которая сейчас претерпевает большие изменения, особенно в России. Студентам нужны практические навыки, компаниям — мыслящие специалисты, специалисты хотят развиваться. Как вузы реагируют на запросы и как меняется система, обсудили эксперты во время дискуссии, проведенной Школой управления СКОЛКОВО.

Источник: Школа управления СКОЛКОВО
Источник: Школа управления СКОЛКОВО

Процесс обучения становится непрерывным

Система высшего образования сейчас касается практически каждого человека. Тренд на непрерывное обучение становится все более популярным. Мир меняется быстро, многие процессы автоматизируются, людям нужны новые навыки, в частности для того, чтобы соответствовать требованиям, которые ставит перед ними цифровизация экономики. Как следствие, растет спрос на технические специальности, которые могли бы помогать в осуществлении цифровой трансформации, и увеличивается спектр людей, которые заинтересованы в получении образования.

Мир меняется, и существует потребность как личная, так и профессиональная к постоянному образованию. В этом смысле мы все, кто работает в сфере образования, должны адаптироваться к этим трендам. Подход life-long learing, когда человек непрерывно учится, совершенствуя свои навыки, воплощается в жизнь.

Юрий Левин
ректор Школы управления СКОЛКОВО

Образование так или иначе касается практически каждого человека. Если раньше высшее образование касалось главным образом выпускников школы, которые приходили в вуз за профессией, то теперь в образовательные институции обращаются и люди, так или иначе уже состоявшиеся в карьерном плане. Но эти группы (студенты и взрослые) приходят с разными запросами.

У взрослого человека запрос к образованию довольно конкретный: это либо углубление знаний в своей сфере деятельности, либо это желание освоить другую профессию.

Выпускник школы приходит в стены вуза, еще не понимая до конца, чем именно он хочет заниматься, поэтому университет должен стать тем местом, где можно себя попробовать в разных формах деятельности и определить свой путь.

Учебная программа должна быть гибкой

Одним из новых критериев качественного образования становится возможность выбора. Когда студент может выбрать из множества курсов те, которые нравятся именно ему. Так он получает возможность выстроить собственную траекторию обучения и получить уникальную комбинацию навыков.

Нам кажется, что нужно начинать с фундаментальных вещей, может быть не так уж гибко в этот первый маленький период, потом давать больше самостоятельности студентам и давать возможность выбирать. Кроме того, очень быстро добавлять практическое применение.

Елена Бунина
генеральный директор Яндекса в России

Но к этому выбору нужно подходить осознанно и не бояться браться за то, что кажется сложным. Университет как раз является тем местом, где можно пробовать и не бояться последствий того, что что-то не получится.

Крайне важно учиться, самому принимать решения: чего я хочу? куда идти? Очень важно попробовать себя на очень сложных решениях и задачах. Попробовать решить задачу, которая больше тебя.

Андрей Волков
директор Института общественных стратегий Школы управления СКОЛКОВО

Студент, который осознанно подходит к образовательному процессу, в дальнейшем так же подходит к работе: он заинтересован в том, что делает. Такие кадры, которые неравнодушны к своему делу, очень привлекательны для компаний, но и характер требований к работодателю у них совсем иной.

Мы видим, что молодежь предъявляет работодателю совершенно другие требования. Система, когда работодатель просто платит зарплату, ушла. Просто зарплата молодежь практически никогда не интересует. Их интересует то, чего они могут добиться сами и чего компания хочет добиваться.

Вячеслав Николаев
президент МТС

Теория должна идти вместе с практикой

Те знания и навыки, которые дает университет, быстро устаревают, но вуз является особой социальной средой, в которой человек должен научиться в первую очередь учиться и превозмогать. Процесс получения образования становится более осмысленным. В эпоху, когда многие профессии автоматизируются, студенты хотят на этапе обучения не просто усвоить какой-то информационный пласт, а понять, что делать с полученным знанием, как оно поможет ему реализоваться.

В этом помогают стажировки в компаниях и решение практических задач. Вузы и бизнес все чаще создают общие программы, такие как MOOVE programme by SKOLKOVO x MTS и Product Management Executive Program, открывают факультеты и кафедры. Такое разного рода сотрудничество, с одной стороны, помогает студентам понять, как можно применить свои знания в реальных рабочих условиях. С другой стороны, такие коллаборации с университетами помогают бизнесу следить за трендами в образовании и взращивать себе кадры.

Только активная вовлеченность компаний и сотрудничество между вузами и корпорациями как раз дадут возможность готовить тех сотрудников, которые востребованы в современной экономике.

Юрий Левин
ректор Школы управления СКОЛКОВО

Классическое университетское образование предполагает, что студент ведет научно-исследовательскую деятельность, итогом которой оказывается дипломная работа. Но теперь многие вузы стали предлагать альтернативные варианты. Например, итоговой работой для студента может стать разработка стартапа или решение реального корпоративного проекта.

Не только технические специальности будут востребованы в будущем

Современная экономика активно цифровизируется. В связи с этим все больше молодых людей стали выбирать технические специальности. Запрос на IT-специалистов по-прежнему высок, но по мере дальнейшего распространения цифровизации знания в области IT перейдут из области специальности в область базовой грамотности, как это произошло с английским языком, например, и профессией переводчика.

Для того чтобы цифровая экономика развивалась, технических навыков недостаточно. Soft-скиллы, коммуникационные скиллы, возможность работать в команде, подстраиваться под других и, как это банально ни звучит, смотреть в глаза своему собеседнику, а не в экран компьютера — все это крайне важно, и, к сожалению, традиционные вузы этому не уделяют достаточного внимания.

Юрий Левин
ректор Школы управления СКОЛКОВО

На этом фоне возрастает роль преподавателя не как доставщика сведений, а как того, кто вовлекает в размышления и рассуждения. Таким образом студент учится воспринимать информацию, осмыслять ее и действовать на ее основе, а это то, что можно получить только в процессе коммуникации с профессорами и исследователями. Образовательный процесс в таком случае ставит своей целью развить интеллект тех людей, которые приходят в качестве студентов.

Развить интеллект — это сложная задача, она требует времени, коммуникации, определенных технологий. Если мы можем ускорить решение этой задачи путем использования цифровых технологий или каких-то других обучающих технологий, это хорошо, мы все этим пользуемся. Но не надо подменять вопрос инструмента и вопрос цели. Очень важно не только научить учиться, но важно и уметь понимать, для чего ты учишься, какой смысл в твоем обучении.

Дмитрий Ливанов
ректор МФТИ