Найти в Дзене
Сноб

Новый фильм Альмодовара с Пенелопой Крус — рецензия в одном абзаце

Оглавление

3 февраля в прокат выходит драма классика испанского кино Педро Альмодовара «Параллельные матери», в котором он опять снимает своих муз — Пенелопу Крус и Росси де Пальму («Женщины на грани нервного срыва»). На этот раз характерная для работ режиссера история о поиске родственников осложняется воспоминаниями о режиме Франко. Почему Альмодовар вспоминает о франкистской диктатуре — в материале «Сноба»

Кадр из фильма «Параллельные матери»Фото: Кинокомпания ВОЛЬГА
Кадр из фильма «Параллельные матери»Фото: Кинокомпания ВОЛЬГА

Одним абзацем

«Параллельные матери» — типичное кино Педро Альмодовара. «Дешевая» мелодрама, его любимые актрисы (Пенелопа Крус и Росси де Пальма), материнская тема, ЛГБТК+ и подглядывание через камеру — все это есть в фильме. Но на этот раз режиссер добавляет в историю элемент политики.

На съемках фильма «Параллельные матери»Фото: Кинокомпания ВОЛЬГА
На съемках фильма «Параллельные матери»Фото: Кинокомпания ВОЛЬГА

В новой картине Альмодовара одновременно развиваются две важные сюжетные линии: главная — о перепутанных в роддоме детях и второстепенная — о раскопках братских могил, которые устраивает главная героиня Джанис (Крус) в родной деревне, желая восстановить историю города, жители которого еще помнят родственников, расстрелянных в период франкистской диктатуры. Так Альмодовар возвышает любимую тему кровной связи до национального уровня.

В деталях

Педро Альмодовар — живой классик испанского кино, не экспериментирующий с собственным стилем и темами. Если кадры напоминают страницы журнала IKEA, история будто взята из бульварного романа, а герои спят с представителями своего пола — это его фильм. Педро Альмодовар — открытый гей, и как канадец Ксавье Долан («Это всего лишь конец света», «И все же Лоранс»), часто снимает кино о матерях. В его главном шедевре «Все о моей матери» (1999) Мануэлла (Сесилия Рот) ищет бывшего мужа, чтобы рассказать ему о смерти сына, а в «Возвращении» (2006) героиня Пенелопы Крус встречается с давно пропавшей матерью Иреной (Кармен Маура). Эти же мотивы смерти, поиска родных людей и страшных тайн Педро Альмодовар использует в «Параллельных матерях» (2021) — одновременно предлагая взглянуть на шрамы в истории родной страны.

Кадр из фильма «Параллельные матери»Фото: Кинокомпания ВОЛЬГА
Кадр из фильма «Параллельные матери»Фото: Кинокомпания ВОЛЬГА

Джанис (Пенелопа Крус) — успешная фешн-фотограф — затевает в родной деревне раскопки могил расстрелянных во времена диктатуры Франко людей. Ей соглашается помочь археолог Артуро (Исраэль Элехальде). В процессе обсуждения планов они занимаются сексом, и Джанис беременеет. Так как «Параллельные матери» — кино о женщинах, а не о любви, то режиссер быстро переходит к эпизоду рождения ребенка. Перед родами Джанис знакомится в палате роддома с несовершеннолетней Анной (Милена Смит), которая не рада своему положению. Они рожают одновременно, и их детей случайно путает медперсонал.

Кадр из фильма «Параллельные матери» Фото: Кинокомпания ВОЛЬГА
Кадр из фильма «Параллельные матери» Фото: Кинокомпания ВОЛЬГА

Более пошлого зачина истории представить трудно, его можно увидеть во множестве испанских мыльных опер или мелодрам на Первом канале. Но Педро Альмодовар — талантливый режиссер, снимающий кино при поддержке Netflix с прекрасными актрисами. И он возвращает избитому сюжету о «перепутанных детях» подлинные чувственность и смысл.

Роль Джанис принесла Пенелопе Крус награду за лучшую женскую роль — Кубок Вольпи на Венецианском кинофестивале. Ей пришлось сыграть сложный спектр эмоций — радость от ухаживания за младенцем, сомнения в кровных узах с ним и боль души из-за утраты ребенка. Такие эмоциональные перепады другой режиссер подкрепил бы музыкой, долгими кадрами, показал бы слезы радости и печали, но Педро Альмодовар предпочитает дробить повествование на небольшие сценки, не позволяет эмоциям растягиваться, добиваясь таким образом четкости мысли.

Кадр из фильма «Параллельные матери»Фото: Кинокомпания ВОЛЬГА
Кадр из фильма «Параллельные матери»Фото: Кинокомпания ВОЛЬГА

Режиссер «Параллельных матерей» декларирует ценность кровных связей, отмечая, что боль и принципы передаются через поколения. Так, Джанис говорит, что родит ребенка для себя и будет матерью-одиночкой — как ее мать и бабушка. Здесь можно увидеть социальную критику и феминистскую повестку (в одной сцене Крус появляется в майке «Мы все должны быть феминистами»), но не это на самом деле интересует Альмодовара. Для него важна тема национальной памяти, уничтожение призрака кровавого режима Франко. Связи между близкими людьми не должны разрываться, и перепутанные дети необходимы автору, чтобы на простом примере показать глубину и значимость другой — более масштабной — трагедии. Если бы он снял серьезное кино о жертвах расстрелов — это было бы не его кино, не его жанр. Поэтому Альмодовар прикрывает важную для себя историю другой — понятной.

Автор: Дмитрий Елагин

Читать этот текст на сайте «Сноба»

Читайте также:

Почему российские власти не могут защитить людей от агрессивных собак?

«Хороший мальчик» и «демон» Даниил Медведев. От игры в кроссовках сестры до второй ракетки мира

Что «бесит» Александру Бортич. Интервью о новых ролях, стереотипах и феминизме