Мы приехали с сыном в Аскат на урок математики. И пока Настя объясняла Ярославу «дроби», я раскрыла тетрадь с намерением что-нибудь написать.
В этой «дробной» атмосфере меня потянуло на вот какие рассуждения…
Обращали ли вы внимание, что на некоторых высоких горах, лишенных растительности и имеющих осыпные склоны, внимательному наблюдателю видятся большие рисунки одиночных деревьев. Рисунки эти огромных размеров и иногда охватывают добрую треть горы. Создавалось впечатление, что деревья эти будто скопированы с детских рисунков, с которыми их роднит манера исполнения. Впервые подобные дерева я на склонах гор увидела в долине реки Аргут ниже устья реки Карагем. Эти «Карагемские деревья» мне показались почти классическими. У них есть ствол, корни, ветви, которые по обе стороны от ствола подняты вверх примерно под углом 45 градусов. Располагаются рисунки в верхних частях высоких, почти пирамидальных скалистых гор, воздымающихся в секторе между реками Карагем и Аргут.
Да, стоит отметить, что «Карагемкие деревья» я увидела, рассматривая скифский царский курган, возможно даже керексур. От насыпи кургана, в сторону горы с «деревом» шла линия из установленных каменных стел. При осмотре создавалось впечатление, что эта череда камней являлась указателем.
Совпадение ли это?
- Мистика – подумала я.
-Ни дать ни взять - «древо вечной жизни».
Еще там, в долине Аргута, глядя на эти Карагемские «чудо-деревья», мне вспомнился петроглиф дерева на писанице в устье реки Карбан. Я мысленно провела параллель между ними. Карбановские деревья – это петроглифы, что располагаются на скалах приустьевой части реки Карбан (левого притока Катуни) на ее левом берегу. На мой взгляд, разница между ними была лишь в размере.
Смотрите и судите сами.
На скалах, что находятся с левой стороны от реки Карбан, зафиксированы наскальные рисунки, созданные в стиле граффити. Стоит отметить, что это единственное местонахождение подобных петроглифов в среднем течении Катуни. Среди петроглифов отмечены изображения: деревьев, двугорбого верблюда, змеи, геометрических фигур, антропоморфные фигуры.
Дерево является самым популярным образом граффити Карбана. Исследователи относят эти изображения к древнетюркскому и этнографическому времени.
Класс! – подумала я тогда.
Вообще, наскальные изображения растений встречаются значительно реже зооморфных. Я видела их только на скалах Карбана, Яломана и грота Куйлю.
Если продолжить рассуждать о петроглифах, изображающих деревья, то территориально недалеко от устья Карбана, есть наскальные изображения урочища Кызык-Телань. Рисунки этого урочища располагаются на скалах правого берега Катуни, выше села Куюс. Там на скале изображен олень с рогами, явно напоминающими дерево. Этот петроглиф известен под народным названием – «Олень с елкой на голове».
Этим летом, пересекая Курайскую степь, я обратила внимание, что на склонах южного борта Курайской степи, что образован Северо-Чуйским хребтом, красуется мощный рисунок дерева, очень схожий с Карагемскими. Со стороны рисунок Курайского дерева выглядел шикарным «геоглифом», но естественного образования.
Осыпные рытвины, созданные на склоне в результате постоянного передвижения сверху вниз обломочного материала, являются результатом внешних процессов, в основном выветривания горных пород. Эти транспортные пути обломочного материала причудливым образом складывались в невероятный рисунок, напоминающий нашему сознанию схематическое изображение огромного дерева.
Конечно, никаких связей между петроглифами, которые создавали люди и «геоглифами» на склонах нет, но любопытному, увлекающемуся человеку всегда хочется пофантазировать.
Изображение деревьев на скалах людьми, отдаленных от нас эпох, являло с одной стороны как бы условный знак, изображающий дерево. С другой стороны, люди, возможно, вкладывали в изображение деревьев и более глубокий, даже философский смысл.
Возможно, петроглифы деревьев – это символы «мирового дерева», того, что объединяет прошлое, настоящее и будущее.
Рога оленя в виде дерева тоже показаны не случайно.
Рога оленя – в понимании древних – это символ солнца, значит и жизни, в том числе и плодородия. Если у начертанного на скале оленя большие рога, значит и велика его жизненная сила, и велика его способность эту жизнь продолжать.
Дерево – это символ единства прошлого, настоящего и будущего.
Значит рога у оленя в виде дерева – это и есть символ основы (схемы) жизни в ее триединстве.
Да, есть о чем подумать, путешествуя по Алтаю и глядя на горы.
Приятных путешествий!
Путешествия продолжаются… Ольга Шадрина. Фото автора.
Читайте еще:
#алтай
#горный алтай
#сибирь
Путешествуйте по Алтаю с нашими фотопутеводитялями:
Пишите, заказывайте, вышлю почтой